Директор Череповецкого музейного объединения Ольга Павлова: «Без развития партнерских отношений с бизнес-сообществом реализовать проекты, способные заинтересовать современного посетителя, практически невозможно»

pavlovaОльга Германовна, расскажите, пожалуйста, о проекте «Железный удел». Какие местные традиции легли в его основу?

Территория современного Череповца, крупного индустриального центра, имеет древнюю историю. Край был частью Железного поля – испокон века местные жители занимались добычей и обработкой железной руды, ковкой орудий труда утвари, оружия. Побывавший «на Череповси» в 1787 году новгородский губернатор Яков Сиверс сравнил край с предместьем Вулкана – из-за стука кузнечных молотов. Однако в городе нет ни одного объекта, связанного с «железной историей» — не очевидна ее уникальность, ее исторический смысл. Первым шагом к визуализации своеобразного исторического концепта города может стать открытие кузницы с системой интерактивного сопровождения (акций, экскурсий, выставок, фестивалей). . Этот объект, создаваемый в рамках организации на территории города туристического кластера «Усадьба Гальских», типологически и исторически связанный с историческим комплексом – недостающее звено в формируемом туристическом маршруте «Череповец – ворота Железного поля».
1В рамках проекта планируется создать интерактивную экспозицию кузницы – с действующими мехами, горном, наковальней и кузнечным инструментом. Посетители получат возможность увидеть, как работают кузнецы, попробовать себя в роли молотобойца, познакомиться с технологией добычи и обработки болотной железной руды. Все это будет доступно в форме интерактивной программы с элементами квеста.
Центральное событие – открытие кузницы — задумано как часть яркого праздничного действия «ФерроФеерия», приуроченного ко дню металлурга. В рамках праздника состоится фестиваль кузнечного мастерства, файер-шоу, выставка художественного металла, будет представлена интерактивная фольклорная программа «Кузьминки». Параллельно в социальных сетях пройдут проекты «Мой отец (дед, прадед…) был кузнец», «Кузнечная фамилия» и другие. Индустриальный маршрут с посещением музея промышленности обогатится еще одним интересным объектом.
Появление интерактивной экспозиции, конкурентноспособного уникального туристического продукта, внесет значительный вклад в формирование уникального и узнаваемого имиджа города.

Является ли такой проект одним из новых видов музейной деятельности или у него есть аналоги?

4Конечно, и восстановленные кузницы, и фестивали кузнечного искусства сложно назвать инновационным решением. Они не очень распространены, но тем не менее, существуют на туристических картах России. Уникальность череповецкого проекта – в органичной связи с историей и современностью нашего края. Это с одной стороны обращение к корням, с другой – современный подход к общению с посетителями, и, наконец, в совокупности — своеобразный мост из прошлого в настоящее и будущее города металлургов. Мы уверены, что такое сочетание позволяет назвать наш туристический продукт новым этапом развития музейного дела в нашем регионе. Как Вы считаете, имеют ли возможность музеи развивать современные технологии без поддержки извне, или она необходима? Есть у музеев шансы стать мультикультурными центрами в точках, где они расположены?
Современный музей уже сейчас воспринимается в качестве мультикультурного центра. Это не просто площадка для архивирования истории и искусства, а экспериментальное, образовательное и игровое поле, цель создания которого — открытый диалог с публикой. Особенности этой коммуникации напрямую зависят от внедрения современных технологий, нередко интересующих публику гораздо больше, чем подлинные музейные экспонаты. Однако технологичность разработок изначально предполагает большие расходы. Сегодня получается так, что бюджетное финансирование направлено, в основном, на выплату зарплат, налогов, охрану музейных ценностей. Поэтому без развития партнерских отношений с бизнес-сообществом, на мой взгляд, реализовать проекты, способные заинтересовать современного посетителя, практически невозможно.

«Железный удел» стал одним из лучших проектов VI Открытого грантового конкурса «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь». Какую пользу получают музеи и их посетители благодаря подобным инициативам промышленников? Можно ли сказать, что такое сотрудничество закладывает современные основы развития музейного дела?

3Польза от такого сотрудничества несомненна. Музеи, совместно с промышленниками, определяют проблемы в музейном деле города или всего региона и сообща находят оптимальные способы их решения. В результате обогащается культурная жизнь местного сообщества, музей улучшает свою материально-техническую базу и получает дополнительный стимул к развитию. За последние годы Череповецкий музей при финансовой поддержке ПАО «Северсталь» освоил новые фестивальные формы работы: историческая реконструкция, модернизация Детского музея, социальный выставочный проект «Арт-сплав» и многие другие.

Череповецкое музейное объединение имеет серьезный опыт работы. Насколько к нему применимы новые веяния в музейном деле? Будет ли «Железный удел» иметь развитие в каком-либо виде?

2Одним из приоритетных направлений деятельности череповецкого музейного объединения в ближайшие годы станет модернизация подходов в экспозиционной и научно-просветительской деятельности. Планируется внедрение информационных технологий, интерактивных методов и приёмов общения с посетителями, организация масштабных мероприятий фестивального формата и выставок в партнёрстве с государственными музеями и бизнесом. Благодаря сотрудничеству с ПАО «Северсталь» в Череповце появится новый объект музейного показа – интерактивная кузница. На средства гранта конкурса «Музеи Русского Севера» будет разработана культурно-образовательная программа, связанная с кузнечным промыслом, и пройдет фестиваль, который, как мы планируем, станет ежегодым. Апробация фестивальных форм, тематически связанных с «железной» историей края, разработка линейки тематической сувенирной продукции, включение кузницы в Индустриальный туристический маршрут будет способствовать развитию музея и формированию нового туристического имиджа Череповца.