Магнитогорский благовест

В 1946 году в городе металлургов открылись сразу два храма

Многие верующие люди восприняли создание православных храмов в советском Магнитогорске в 40-е годы прошлого века как подлинное чудо, действие Божьей благодати. Колокольный благовест огласил город металлургов. Официальное возвращение открытой религиозной жизни в Магнитогорске стало знаменательным и долгожданным событием. Оно поколебало монополию государственного (нередко воинствующего) атеизма и заставило вспомнить о принципах свободы совести и вековых духовных традициях русского государства.

Помощь директора

vrez 1Начало Великой Отечественной войны стало величайшим испытанием для народа. Требовалось колоссальное напряжение всех физических и моральных сил, чтобы противостоять агрессору. Вполне естественно, что множество людей стали искать поддержку в том, в чем находили ее их отцы, деды и прадеды, — в родной вере. Государственная власть не могла не откликнуться на эти настроения. В кадрах военной кинохроники все чаще стали появляться разрушенные нацистами при бомбежках православные церкви. В снятом в те годы режиссером Пырьевым фильме «Секретарь райкома» предстает православный батюшка, у которого в храме встречаются антифашисты-подпольщики. Был прекращен выпуск номеров «Безбожника», а деятельность «Союза воинствующих безбожников» фактически приостановлена. Вершиной подобных акций стала историческая встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в 1943 году. На ней со стороны главы государства Церковь получила согласие на восстановление патриаршества. Часть храмов была возвращена верующим, стало возможным обсуждать и вопросы строительства новых культовых зданий.
В первые послевоенные годы еще сохранялись настроения этой «церковной оттепели». Опираясь на них, директор Магнитогорского металлургического комбината Григорий Иванович Носов поддержал просьбы жителей города об открытии православных храмов. Слово этого человека значило многое. Ведь его имя стало легендой и в жизни города, и в истории отечественной промышленности. Пройдя путь от мастера до руководителя крупнейшего предприятия страны, Григорий Иванович досконально знал весь сложнейший механизм металлургического производства. Под его началом Магнитка совершила величайший трудовой подвиг в годы войны. Каждый третий снаряд и каждый второй танк в Великую Отечественную были изготовлены из магнитогорской стали.

nosov76

Имя Григория Ивановича Носова стало легендой и в жизни города, и в истории отечественной промышленности. Под его началом Магнитка совершила величайший трудовой подвиг в годы войны. Каждый третий снаряд и каждый второй танк в Великую Отечественную были изготовлены из магнитогорской стали.

Носова называли не только «стальным королем», его именовали и «народным директором». Так проявлялась признательность мудрому руководителю и благородному человеку, не забывавшему и о заботах многочисленных работников комбината. Григорий Иванович умел принимать смелые решения, никогда не уклонялся от ответственности. Знающие его люди вспоминают, что он часто говорил: «Отвечать буду я». И отстаивал свои инициативы. Григорий Иванович был убежден в правоте людей, пожелавших открытия храмов.

Магнитогорские прихожане хранят память о Носове как о смелом защитнике их прав. Рассказывают, что на высокий окрик из Москвы — кем это разрешено, чтобы в советском промышленном центре возводились православные церкви — директор ответил: «Разрешено народом. Разрешено теми людьми, которые победили фашизм».

Храмы Николая Чудотворца и Михаила Архангела

В 1946 году в городе начались службы сразу в двух новых церквях.
Один из храмов был посвящен едва ли не самому почитаемому христианскому святому — Николаю Чудотворцу. Строение представляет собой деревянную трехнефную церковь с шатровой колокольней над входом и большим луковичным куполом. Основой стало здание реконструированного магазина. Проект церкви был разработан зодчим Михаилом Николаевичем Дудиным, занимавшим с 1946 года пост главного архитектора Магнитогорска.
hram voznesenijaНа судьбе храма Николы отразились перемены, затронувшие духовную жизнь в СССР. Потепление отношений государства и Церкви оказалось, увы, недолгим. Еще в сталинский период, с 1948 года, возобновились притеснения верующих. Так, стали запрещаться крестные ходы из села в село и молебны на полях. 28 октября 1948 года было отменено уже готовое постановление советского правительства об открытии 28 православных храмов — документ не стал подписывать Сталин. С конца 1940-х – начала 50-х годов возобновилась печальная практика изъятия культовых зданий под клубы и склады. Новое антицерковное наступление, начавшееся в последние годы руководства Сталина, получило еще большее развитие во время управления страной Хрущевым. Знаменитый период «оттепели» в общественно-культурной жизни был для церковной жизни скорее «заморозками». По всей стране закрывались храмы, а некоторые из них, являвшиеся к тому же и архитектурными памятниками, сносились. Дошла новая кампанейщина и до Магнитогорска. Храм Николая Чудотворца в начале 1960-х перестал действовать. Среди претензий к церкви было и замечание о том, что вблизи нее находится школа, а это подрывает воспитание в духе официальной идеологии.
Началась новая жизнь опального храмового здания, в котором поочередно поселялись самые различные организации. Здесь размещались и клуб, и обсерватория, и просто склад. Но пришли иные времена. В 1990 году долгожданная духовная жизнь вернулась в эти стены. Кроме этого, церковь стала и образовательным центром. При ней была открыта воскресная школа, раскрывавшая основы христианского учения не только детям, но и пришедшим к вере взрослым людям. В 1995 году храм был реконструирован и расписан.
mihaila arhang12В другом православном центре Магнитогорска, церкви Михаила Архангела, службу не прекращали, но и его судьба оказалась непростой. В основе этого храма был жилой дом площадью 1 330 квадратных метров, который директор Магнитогорского металлургического комбината Носов принял решение купить и перестроить под церковь. Специально для нее были отлиты колокола. Во главе храма встал священник отец Димитрий (Д.И.Герасенко), ранее тайно совершавший по просьбам жителей Магнитогорска обряды крещения, венчания и отпевания. Теперь необходимость таиться отпала.
После закрытия церкви Николая Чудотворца храм Михаила Архангела оставался единственным в городе. Небольшое здание часто было просто не в состоянии вместить в себя всех пришедших на богослужение. Требовалось расширение строения.
Ставший в 1976 году настоятелем церкви Михаила Архангела отец Флор (Ф.А.Бандеко) проявил себя энергичным подвижником веры. Он добился разрешения на реконструкцию храма. Большая поддержка в этом начинании была получена со стороны архиепископа Свердловского и Курганского Платона. В реальности этот проект стал фактическим созданием нового каменного храма, рассчитанного на значительно больший прием православных людей, чем это было ранее. Фундамент в четыре раза превышал предыдущий. У церкви появились северный и южный приделы, посвященные Серафиму Саровскому и Одигитрии Божией Матери. Пятиярусная колокольня стала архитектурной доминантой всей архитектурной композиции. Декоративное оформление фасадов здания перекликалось с художественным стилем древнерусского духовного зодчества. Храм был заново расписан художником Николаем Николаевичем Тюкинеевым. Обновили и иконостас.
Освящение состоялось в 1983 году. Вспоминают, что на протяжении всех работ отец Флор основную часть времени находился на стройке. Самоотверженную помощь оказывали и многие прихожане. Кстати, первый колокол для церкви был найден людьми в земле, где он был зарыт, видимо, для сохранности во время гонений на веру.
Храм Михаила Архангела славен своим подвижничеством и в наши дни. Его священники несут послушание в исправительной колонии Магнитогорска в рамках программы «Социального служения Русской православной церкви». В колонии действует храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Немало внимания в деятельности церкви Михаила Архангела посвящено детям, особенно воспитанникам детских домов и интернатов. В ряде случаев это происходит в сотрудничестве с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Например, были совместно устроены полюбившиеся ребятам конкурсы пасхального рисунка.
Не забывает храм и об учительской миссии. На специальных занятиях проходит подробное изучение книг Священного Писания, традиций православной жизни, имеется возможность получить ответы на многие актуальные вопросы.

Духовное возрождение продолжается

razrushenijaРелигиозная жизнь не угасала в Магнитогорске даже в период притеснений христианской веры. И, разумеется, новая историческая эпоха, когда для Церкви стало возможно открыто обратиться к людям, явилась временем большого духовного подъема в городе.
Знаковым событием стало возведение величественного и монументального Свято-Вознесенского собора. Он был открыт в 2004 году. В архитектурном стиле прослеживаются традиции крестово-купольных храмов Древней Руси. Высота кафедрального собора 52 метра. Он стал центром целого православного комплекса, включающего в себя воскресную школу, дом милосердия, медпункт, богадельню. Руководство Магнитогорского металлургического комбината, верное ставшей для него уже исторической традицией поддержке духовной жизни, оказало всестороннюю помощь в этом масштабном строительстве.
Город стал важнейшим сосредоточием христианской жизни Южного Урала. Сюда неоднократно привозились святыни православного мира. Среди них была Табынская икона Божией Матери. Толпы верующих пришли встретить изображение святого великомученика и целителя Пантелеимона, с молитвенным обращением к которому связывают помощь в лечении тяжелых заболеваний. Магнитогорскому храму были переданы частицы мощей десяти преподобных отцов Киево-Печерской Лавры.
С 1996 года в Магнитогорске действует филиал издательско-полиграфического центра при Троице-Сергиевой Лавре. Он был открыт по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Сегодняшняя магнитогорская православная жизнь богата событиями. Каждый год приносит что-то новое. Налажено тесное и плодотворное сотрудничество между городскими властями и духовенством. Но как бы ни были великолепны новые храмы, для жителей Магнитогорска церкви Николая Чудотворца и Михаила Архангела, открывшиеся в трудные 1940-е, всегда будут иметь особое значение. Ведь в православии часто говорят о намоленном месте. Эти храмы являются напоминанием христианской пастве о силе духовной идеи, способной нести людям свет даже в самые суровые периоды жизни.

***

В годы Великой Отечественной войны Русская православная церковь была вместе со своей паствой. И помогала не только духовно. По инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих была создана танковая колонна «Дмитрий Донской». Церковь собрала свыше 8 миллионов рублей, множество золотых и серебряных вещей. Танки изготовили на Нижне-Тагильском заводе. В организованную колонну входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. Передача мощного оружия частям армии состоялась недалеко от Тулы, у деревни Горелки.

***

Изменение в отношении государства к Церкви в годы войны привело к ряду новшеств. 14 июня 1944 года были открыты Православный Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. В 1946-м они были переименованы в Московскую духовную академию и духовную семинарию. С 21 апреля 1946 года началось возобновление богослужения в Троице-Сергиевой Лавре.

***

Митрополит Сергий с 1930-х годов являлся Патриаршим Местоблюстителем. В годы войны он неоднократно выступал с патриотическими воззваниями. Говорил о том, что православная Церковь обязана в этот час испытаний повторить подвиг Сергия Радонежского и духовно защитить армию. В 1943 году будущий Патриарх был приглашен из эвакуации в Ульяновске в Москву, где оказался одним из участников встречи высшего духовенства со Сталиным. Состоявшийся 8 сентября 1943 года Архиерейский Собор избрал Сергия Патриархом, а 19 сентября была совершена интронизация нового главы Церкви в Богоявленском соборе Москвы.

***

Открытия новых православных церквей в советском государстве, как это произошло в 1946 году в Магнитогорске, не были, конечно же, массовым явлением. Тем не менее прецеденты имелись. Первым периодом определенного смягчения государственной политики в отношении Церкви стала эпоха НЭПа, пришедшая на смену «военному коммунизму». Так, в 1921 году на площади Тверской заставы в Москве (напротив Белорусского вокзала) был освящен старообрядческий храм Николы Чудотворца. Правда, в данном случае речь идет о церкви, начало создания которой было положено еще в 1914 году. Власти не стали препятствовать завершению стройки и богослужениям (только в 1941-м храм закрыли). В период НЭПа были примеры и появления абсолютно новых церквей. В 1925 году открылась церковь Фрола и Лавра в селе Хредино Псковской области. С 1924-го действует церковь Параскевы Пятницы в Великодворье (Владимирская область). В той же области в 1926 году в Войново появилась церковь Успения Пресвятой Богородицы. В Щелково (Тверская область) в 1926-м построен и начал богослужение храм Успения Пресвятой Богородицы. С крушением НЭПа и установлением единоличной власти Сталина атеистическая кампания вернулась к крайне агрессивным формам, приведшим к уничтожению многих храмов, в том числе и имевших высокую художественную ценность. События Великой Отечественной вновь привели к изменению государственной позиции в отношении Церкви. Кроме двух храмов в Магнитогорске в тот период открывается еще ряд новых православных церквей. В Элисте в перестроенном здании бывшей школы в 1940-е годы была открыта церковь Воздвижения Честного Креста Господня. В 1946-м начал богослужения новый храм Сергия Радонежского в Копейске (Челябинская область). В том же году в Оренбургской области в Саракташе появилась церковь Симеона Сарактурского. В советской Киргизии в городе Фрунзе (современном Бишкеке) в 1947 году открыл двери для прихожан Собор Воскресения Христова. С 1948-го начинается все более усиливающееся с каждым годом ухудшение отношения государства к Церкви. Сталин стал возвращаться к политике репрессий. По статистическим данным только за период с 1949-го по 1951 год количество священников уменьшилось с 13 483 до 12 254, а монастырей вместо 104 стало 62. Новый благожелательный поворот в отношениях государственной власти и православной церкви приходится уже на 80-е годы прошлого века.