Победитель XI грантового конкурса Фонда В.Потанина, куратор проекта «Изобретая моду» Екатерина Рычкова: «Современные технологии – это всегда выход в историю»

Москва_Изобретая моду_Рычкова Е.А.— Екатерина, расскажите, пожалуйста, о проекте «Изобретая моду». В самом его названии есть намек на нечто остро актуальное. В чем философия проекта?

Биеннале «Изобретая моду» – пилотный проект Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Он победил в XI грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина и стал одним из самых ярких событий 2015 года в мире художественного текстиля. Проект объединил, казалось бы, несовместимые понятия: высокую моду и масс-маркет, искусство из запасников музеев и новые разработки в области производства тканей, только вошедшие в производство. Беспрецедентное сотрудничество дизайнеров, текстильного бизнеса, fashion-индустрии, музеев и государственных структур позволило нам создать экспозицию, демонстрирующую влияние научных открытий и технических инноваций на формирование современной моды и ткани как социокультурного феномена, несущего в мир идеи своего времени.

В течение года к участию в проекте было привлечено более 30 организаций из России, Австрии, Бельгии и Литвы. В международный диалог включились крупные коммерческие компании, музеи, государственные учреждения, дизайнерские бренды и ВУЗы. Помощь партнеров помогла провести Всероссийский конкурс молодых дизайнеров, который привлек внимание к использованию в современной моде, искусстве и дизайне передовых NBIC – технологий (нано-, био-, инфо-, когнито-) и инновационных текстильных материалов. Победители конкурса получили наборы эксклюзивных тканей с экранирующими, антистатическими и прочими неординарными свойствами. В течение полугода лауреаты создали из них выставочные объекты, ставшие впоследствии собственностью музея.

45Специально для участников конкурса и студентов художественных ВУЗов была проведена образовательная программа, где лекции читали ведущие мировые эксперты отрасли. В марте 2015 года проект был представлен в Общественной палате РФ на Круглом столе по развитию легкой промышленности. Финалом всего проекта стала выставка, которая привлекла внимание более 30 компаний. В ее подготовке приняло участие около 100 человек, многие из которых впервые перешагнули порог музея. В экспозиции было представлено более 200 предметов из коллекций музеев и частных собраний, представляющих ключевые события в истории развития текстильных технологий.

-Когда видишь экспонаты, то появляется ощущение, что в реальность шагнули сюжеты фантастических произведений. Чем руководствуются авторы разработок, где черпают идеи?

76-Знакомство с «умными» тканями действительно не может оставить равнодушным ни одного человека. Помимо красоты и элегантности, эти материалы обладают еще и «супер-свойствами» — термо-, био-, гидрозащитой, стойкостью к истиранию, в их структуру могут быть встроены ароматы орхидеи или витамины, поэтому они защищают своего владельца от многих вредных воздействий окружающей среды, практически становясь «скафандром для мегаполиса».

Нам очень хотелось создать такое событие в сфере «умных» технологий, которое регулярно объединяло бы современных дизайнеров тканей, историков искусства и профессионалов текстильного бизнеса. В итоге проект произвел такой резонанс, что мы поняли — он действительно востребован и имеет высокие шансы стать регулярным. Раз в два года мы будем привлекать участников из разных секторов художественного и текстильного образования, бизнеса и государственного управления. Для музея это очень важно, потому что как раз в таком неожиданном и актуальном профессиональном контексте, рядом с инновационными разработками, наши собственные экспонаты из музейных фондов начинают «работать» по-новому. Например, в прошлом году рядом с набойными досками Прохоровской мануфактуры и образцами печатных тканей Востока XVIII века мы показали образцы дизайна тканей 2015 года компании Solstudio Textile Design, выполненные цифровым способом. А рядом с коллекциями капроновой одежды 1950-1070-х годов из Музея Москвы и ВМДПНИ – брендовый трикотаж NORSOYAN, который не горит даже в открытом огне благодаря использованию инновационной пряжи Sсhoeller SG.

-Возможно ли этот и подобные проекты осуществлять и развивать самостоятельно, без поддержки промышленников и предпринимателей?

Москва_Изобретая моду_2-Благодаря Фонду В. Потанина и его грантовой поддержке наш музей смог осуществить не только выставку, но и предваряющую ее событийную программу. В течение года музей выступал модератором профессиональной дискуссии о будущем российской текстильной промышленности, были сформированы новые партнерские отношения. Было намечено сотрудничество с государственными структурами, привлечено более 15 предприятий и компаний. Без поддержки со стороны Фонда и наших партнеров было бы очень сложно пригласить такое количество супер-профессионалов: лекторов, экспертов, экспонентов. Очень важна была поддержка и самих участников — российских и зарубежных люксовых брендов, предприятий спортивной и оборонной промышленности. Компании предложили свою помощь в доставке экспонатов из Австрии, Милана, Вильнюса, проводили консультации для участников конкурса, делились опытом со зрителями и коллегами, что было не менее важно, чем непосредственный показ экспонатов.

-Инновационные материалы демонстрируются во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, где привычнее видеть изделия исторического плана. Что заставляет музейщиков, которые традиционно, в сознании общества больше являются хранителями прошлого, устремлять взгляд в будущее?

-Нами руководило, прежде всего, желание показать, что современные технологии – это всегда выход в историю. То, что мы носим сегодня – это изобретения таких давних времен, что даже страшно представить. Например, первый анилиновый краситель был синтезирован еще в 1856 году Вильямом Генри Перкином, а с 1869 года уже использовались ацетатные волокна. Не говоря уже о том, что набойные ткани описал Александр Македонский в 327 г. до н.э. во время похода в Индию. Поэтому для музейщиков такие «кульбиты истории» — бесценный материал, позволяющий создавать новые концепции показа культурного наследия, хранящегося в фондах.

-Проект стал победителем XI грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Насколько сложным было участие в конкурсе, какую помощь уже оказал Фонд, и какие планы по развитию проекта и дальнейшему участию в подобных конкурсах?

Москва_Изобретая моду_3-Победа в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» — это самая высокая планка для любого специалиста, который работает в музеях России. Ежегодно на конкурс подается более 250 заявок из всех регионов, эксперты выбирают лишь 15-20 лучших проектов. Наш проект получил положительную оценку и был выбран в число шести лучших реализованных в 2015 году проектов. В мае мы будем представлять биеннале «Изобретая моду» на фестивале «Музейный гид» в Манеже, где уже будет представлена концепция выставки 2017 года. Мы очень рассчитываем на новый приток интереса к проекту, тем более, что темой новой биеннале будет уже не история инноваций, а дизайн тканей XXI века – тема, волнующая очень широкую аудиторию.