Председатель Комиссии РСПП по ОПК Анатолий Ткачук: «Нам предстоит возрождать целые отрасли, восстанавливать производственные цепочки внутри страны»

IMG_9506Анатолий Николаевич, Комиссия РСПП по оборонно-промышленному комплексу воссоздана около трех лет назад. Что послужило причиной ее воссоздания, какие перед ней были поставлены задачи, и с какими ключевыми проблемами пришлось столкнуться в самом начале ее деятельности?

 В конце 2011 года президентом Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохиным было принято решение о формировании нового состава Комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу и усилению ее влияния в выстраиваемых отношениях бизнеса и власти с целью подготовки предложений и выработки консолидированной позиции РСПП по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, повышения эффективности работы предприятий ОПК и контроля законодательства Российской Федерации в сфере ОПК.

Основные задачи, поставленные перед Комиссией можно кратко сформулировать следующим образом: установление конструктивного диалога между государственной властью, общественными организациями и бизнес-сообществом в вопросах развития ОПК и обеспечение национальной безопасности; участие в развитии законодательства в области оборонно-промышленного комплекса; содействие в модернизации предприятий ОПК и развитие между ними рыночных отношений.

Основной проблемой, с которой мы столкнулись – формирование такого состава Комиссии, который будет способен решать все поставленные сложные задачи, а также обладать стратегическим виденьем экономического развития страны. За первое полугодие 2012 года Комиссия была сформирована, а также осуществлено планирование и организация ее работы с учетом поставленных задач в соответствии с утвержденным президентом РСПП «Положениемо Комиссии РСПП по ОПК». Впервые в составе Комиссии объединены представители законодательной и исполнительной власти, государственного и частного секторов ОПК, науки и общественных объединений, а также представителей смежных отраслей промышленности  и бизнеса.

 RSPP9539-700— Есть ли принципиальные отличия между комиссией, которую Вы возглавляете с другими оборонно-промышленными и военно-промышленными комиссиями России?

Да есть. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — общероссийская общественная организация, представляющая интересы деловых кругов. Среди декларируемых целей РСПП — консолидация усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и мире, содействие модернизации экономики.

 Комиссия РСПП по ОПК принимает активное участие в реализации задач военно-технической политики России, демонстрируя свою четкую позицию на многие спорные вопросы развития и функционирования оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Подготовленные Комиссией предложения и рекомендации  учтены и прорабатываются властью. Так, по результатам заседаний Комиссии, на которых были рассмотрены самые острые вопросы развития ОПК, озвученные представителями российской оборонной промышленности и бизнеса, сформулированные выводы, оценки и комплексные предложения были направлены Президенту России, Премьер-министру, Председателю Совета Федерации, Председателю Госдумы, Генеральному прокурору и Председателю Счетной палаты.

Руководство страны высоко оценило предложения Комиссии, дав соответствующие поручения непосредственным исполнителям.

 Традиционно считалось, что «оборонка» — это  сфера исключительно государственных интересов. В то время как в реальности закрыть потребности государства в оборонной продукции без участия бизнеса невозможно.  Как осуществляется партнерство между бизнесом и государством и какова роль в данном вопросе Комиссии РСПП по ОПК?

RSPP9545-700На заседаниях Комиссии обсуждались проблемы привлечения частного капитала и применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. Таких проблем, как выяснилось в ходе заседания, оказалось немало. Это и несовершенная законодательная база относительно права интеллектуальной собственности, это и устаревшие практики применения положений о государственной тайне, это и отсутствие необходимых технологий, отсутствие квалифицированных кадров в сфере ОПК, отсутствие площадок для открытого обмена информацией для инвесторов, это и проблемы повышения эффективности ОПК, низкая инновационная активность военного комплекса.

Минпромторг России (совместно с Минобрнауки России, Минобороны России, Роскосмосом и Государственной корпорацией «Росатом») рассмотрел предложения Комиссии и поддерживает необходимость участия бизнеса в развитии и модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. В целом поддерживаются предложения о проведении ряда экспериментов и привлечении финансовых, производственных, обслуживающих и других ресурсов коммерческих компаний в оборонную промышленность и предложение подготовить программу поэтапного внедрения опыта взаимодействия государства и бизнеса в развитии оборонной промышленности. В частности, Роскосмос отмечает потребность в развитии форм государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса и поддерживается предложения Комиссии по использованию инвестиционных фондов для создания отечественной промышленности композиционных материалов и по созданию подпрограммы «Наносистемы в ОПК». Также в Минпромторге создана специальная рабочая группа с участием представителей Комиссии РСПП  по вопросам ОПК.

24 июня 2013 года состоялось расширенное совместное заседание Экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Комиссии РСПП по ОПК на тему: «Состояние и проблемы правового регулирования государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации». В работе совместного заседания приняли участие: Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.Матвиенко, президент РСПП А.Н.Шохин, около 150 представителей Администрации Президента РФ, Совета Федерации РФ, Совета безопасности РФ, Счетной палаты РФ, бизнес-сообщества, экспертов в области ОПК, представителей средств массовой информации.

Участники заседания обсудили состояние правового регулирования государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации и его проблемы.

По результатам заседания были выработаны рекомендации экспертов по разработке законодательной базы в области государственно-частного партнерства применительно к проблемам оборонно-промышленного комплекса. В рекомендациях были определены направления и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2013 – 2020 годы) применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации (далее – ОПК), в интересах создания и производства нового поколения вооружения, военной и специальной техники.

 — В свое время в оборонной промышленности работали лучшие, квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Сегодня за наиболее подготовленных сотрудников надо «бороться» в том числе и с гражданскими предприятиями. Как решается данный вопрос? Будут ли какие – то общие социальные преференции для сотрудников во всей системе ОПК или это дела каждого конкретного предприятия?

Если вы внимательно следите за освещением этой проблемы в СМИ, то согласитесь, что подготовке и развитию кадров для ОПК уделяют большое внимание и Президент Российской Федерации, и Правительство Российской Федерации, и Федеральное Собрание Российской Федерации, и соответствующие министерства и ведомства. Промышленники и предприниматели, также заинтересованы в подготовке и развитии высококвалифицированных кадров, без которых невозможно организовать современное производство. Одной из ключевых проблем развития предприятий ОПК является социальное обеспечение кадрового состава. К социальному обеспечению относятся: — обучение специалистов, достойная зарплата, престижность и социальная значимость профессии, доступное жилье, социально-культурная инфраструктура, социальные и жилищные льготы, пенсионное и медицинское обеспечение. Чрезвычайно важный вопрос — вопрос мотивации. Специалист должен четко понимать свои и финансовые и социальные перспективы в сфере ОПК, закрепленные контрактом и законом. Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) имеет ряд преимуществ по сравнению с другими секторами экономики по привлечению кадров.  Это средоточие высоких самых передовых технологий. Мы считаем, что одним из государственных приоритетов должна быть поддержка сферы образования и науки, формирование мотивационной компоненты у представителей интеллектуальных профессий, инженеров,  конструкторов, высококвалифицированных рабочих.

 — Каковы перспективы того, что ОПК из относительного аутсайдера промышленности в ближайшие годы станет ее локомотивом?

У нас другой альтернативы развития ОПК просто нет. Ускоренное технологическое развитие оборонно-промышленного комплекса является необходимым условием решения долгосрочных задач, стоящих перед Россией в области обороны и безопасности.

Конечная цель технологического развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2025 года – обеспечение оснащения Вооруженных Сил и других силовых структур новыми образцами, типами и видами вооружения, военной техники, а также сохранение за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества.

IMG_2035Вместе с тем, необходимо учитывать, что ОПК, являясь наиболее наукоемким и высокотехнологичным сектором российской экономики, наряду с разработкой и производством ВСВТ, должен решать задачи создания и расширения выпуска конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначении. Соответственно, решение этой задачи является еще одной конечной целью технологического развития данного сектора экономики.

Ориентация на развитие ОПК как многопрофильного, высокотехнологичного, диверсифицированного, экономически устойчивого, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках военной и гражданской продукции промышленного сектора экономики России создает возможность для маневра средствами на ключевых направлениях научно-технического развития.

На реализацию Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы планируется направить более 20 трлн. рублей. По сравнению с предыдущей программой — увеличение почти в 3 раза. Это, конечно, для России очень серьёзные ресурсы. Разумеется, мы отвлекаем эти средства от других направлений нашей деятельности, но, считаю, что это обоснованно. Во-первых, потому, что вложение в ОПК — это вложение в высокотехнологичные сферы производства, и, во-вторых, эти средства, безусловно, будут способствовать тому, что после их вложения они могут, и должны будут работать и в гражданском секторе экономики и промышленности. Но растут не только финансовые ассигнования, главное — повышаются требования к качеству, возможностям и характеристикам вооружений. Значительная доля средств, в рамках государственной программы вооружения, направляется на перспективные оборонные разработки, формирование технологических заделов. Наша задача — обеспечить комплексное переоснащение Вооружённых Сил. Это значит, что нам нужно иметь не просто подразделения с современной техникой, а по-настоящему интегрированные в единое боевое пространство, эффективные группировки войск.

(Полный вариант интервью читайте в № 3(09) август 2014 года).