Социальный предприниматель Анна Серавкина: «Мифы и реальность нового формата бизнеса».

Бизнес будущего, как многие называют социальное предпринимательство, явление для России новое. Этот сегмент экономики не только пополняет бюджеты регионов, но и успешно решает важные общественные проблемы. Однако общественность все еще недостаточно хорошо осведомлена о новом формате бизнеса, что порождает много мифов. Сегодня развенчать пять самых распространенных из них нам помогла начинающий социальный предприниматель Благовещенска Республики Башкортостан Анна Серавкина.

Миф 1: Социальное предпринимательство невозможно в России

— Я – многодетная мама, и таких семей в городе большое количество. У меня очень много знакомых, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом в городе отсутствуют какие-либо центры, развивающие занятия для данной категории детей. Поэтому желание заниматься социально-ответственной деятельностью пришло ко мне из моего же окружения, и идея создания семейного центра появилась также.
Сначала мой проект «Разноцветное детство» поддержала волонтер Благовещенского арматурного завода (АО «БАЗ», входит в состав АО «ОМК») Екатерина Кулешова. Мы приняли участие в грантовом конкурсе социальных и благотворительных проектов «ОМК-Партнерство», который проводит Объединенная металлургическая компания, и получили финансирование. Смогли закупить оборудование для детей с особенностями развития, начали проводить для них праздники и занятия. Потом я стала ходить на тренинги и обучающие программы по социальному предпринимательству Центра инноваций социальной сферы РБ. Так и стала работать в этой сфере.

Миф 2: Социальное предпринимательство не выживет в условиях конкурентной бизнес-среды.

— Наш семейный центр «Family БУМ» – уникальный проект, совмещающий спортивные программы, развлечения и общий досуг детей и взрослых. Одновременно в семейном центре могут заниматься все члены семьи. Мама может посетить студию красоты или записаться на групповые занятия, папа поправить здоровье в тренажерном зале, а ребенок в это время посетить творческие занятия или побыть в детской игровой зоне. Найдутся занятия и для пенсионеров: фитнес и танцы у нас для всех возрастов. Также есть клуб «Второе дыхание», где люди пожилого возраста встречаются каждое воскресенье или субботу. Мы предоставляем услуги для всех категорий людей – и поэтому наш центр популярен. В этом наш секрет конкурентоспособности.

Миф 3: На социальном предпринимательстве невозможно заработать

— Окупаемость бизнеса в среднем составляет от полутора до двух лет. Центр открыт всего год, но доход уже есть. Мы зарабатываем на платежеспособных категориях, в основном это люди от 25 до 35 лет. Социальный бизнес может приносить прибыль, если не завышать цены, а делать их доступными. Спрос есть, люди идут: как дети, так и взрослые.

Миф 4: Социальное предпринимательство помогает только детям, пенсионерам и людям с особенностями развития
— В нашем семейном центре услуги могут получить все: и дети, и родители, и бабушки с дедушками. Мы также предоставляем рабочие места социальным слоям населения: у нас трудятся вдовы, которые воспитывают детей до 7 лет, в техперсонале – девочка-сирота. Это тоже входит в понятие социального предпринимательства: организация рабочего места. Помимо прочего, происходит социализация: работники приводят свои семьи к нам в центр. Получилась такая единая площадка, где люди получают всестороннее развитие: и спортивной, и творческой направленности.

Миф 5: Социальное предпринимательство не приносит реальной пользы

— У нас небольшой город, население 30-35 тысяч человек. При этом в Благовещенске совершенно ничего нет ни для пенсионеров, ни для детей с ограниченными возможностями, малышей не берут ни в одну студию: ни в музыкальную, ни в танцевальную. А мы работаем со всеми категориями. Я говорила про проект «Разноцветное детство», финансирование которого мы получили от ОМК. Он продолжает работать: родители с детьми, у которых есть особенности в развитии, приходят к нам в вокальную, изостудию, фото- и арт-студию, занимаются совместно со здоровыми ребятами. Подростки, которые не могут самостоятельно добраться, имеют возможность проходить курсы онлайн.
Вот еще пример, в нашем городе около 20 000 активных граждан из них около 1 300 это пенсионеры, и для них не организован досуг. Поэтому мы придумали сайкл-зал для данной категории горожан. Сейчас с этим проектом я участвую в программе по социальному предпринимательству «Начни свое дело», которую БАЗ реализует у нас в городе. Если получится победить, то у пенсионеров города появится дополнительный досуг.

Справка:
10 апреля в Благовещенске стартовал конкурс по социальному предпринимательству. Он является вторым этапом программы «Начни свое дело», которую БАЗ реализует в партнерстве с Центром инноваций социальной сферы Республики Башкортостан (ЦИСС РБ), фондом региональных социальных программ «Наше будущее» и администрацией Благовещенского муниципального района.
Заявки на участие в конкурсе принимаются с 10 апреля по 1 мая 2017 года. Ознакомиться с положением можно на официальном сайте ОМК (www.omk.ru). По итогам работы экспертного жюри социальные предприниматели получат до 200 тыс. рублей на открытие собственного дела. Лучшие проекты попадут в акселерационную программу ЦИСС РБ, где под руководством бизнес-тренеров авторы инициатив научатся развивать и продвигать свои предприятия.