Теория полета

otkrivaj2

Дмитрий Рябушинский: у истоков российской авиации

 В 1954 году в парижской Сорбонне проходило чествование Дмитрия Павловича Рябушинского. Отмечалось 50-летие  деятельности крупнейшего ученого в области гидроаэродинамики, навсегда вошедшего в историю развития авиации. Послания юбиляру были направлены  разными научными обществами мира. Не было только поздравления с его родины – из России. В СССР  в те годы не поощрялось вспоминать о заслугах этого человека. «Клеймо» представителя семьи врагов Советской власти промышленников-капиталистов Рябушинских  делало всякое положительное упоминание о нем запретным. 

                                         Аэродинамический институт

 Купец-старообрядец Павел Михайлович Рябушинский в XIX веке в результате незаурядной природной смекалки, коммерческого чутья и организаторских способностей добился солидного положения в промышленном мире. Он был владельцем нескольких текстильных фабрик. Его наследниками стали восемь сыновей, основавших в начале XX века «Банкирский дом братьев Рябушинских». Среди них был и Дмитрий Павлович Рябушинский.

Дмитрий Павлович Рябушинский

Дмитрий Павлович Рябушинский

 

Будущий меценат и ученый появился на свет в 1882 году в Москве. Он окончил Московскую практическую академию коммерческих наук с золотой медалью. Был удостоен звания кандидата коммерции. Пройденная им  учеба, рассчитанная, разумеется,  в первую очередь на подготовку к будущей торгово-промышленной деятельности, предоставила молодому человеку знакомство с рядом научных дисциплин. Преподавателем механики в академии был Николай Егорович Жуковский, оставшийся в истории как «отец русской авиации». Несомненно, что его лекции сильно повлияли на формирование интересов Дмитрия Павловича. После продолжения учебы в Гейдельбергском университете в Германии и  кругосветного путешествия Рябушинский вернулся на родину. Он принял твердое решение – совмещать участие в управлении семейными предприятиями с исследованием вопросов воздухоплавания. Зарождающаяся авиация в те годы вдохновляла многих ровесников молодого миллионера. Управляемый полет американцев братьев Райт в 1903 году стал мировой сенсацией, вызвавшей желание пойти по их стопам у людей в разных частях света.

Рябушинский, бывший всю свою жизнь горячим патриотом России, считал, что его страна должна стать лидером в освоении небесного пространства. У Дмитрия Павловича возникает мысль о создании в подмосковном имении Кучино Аэродинамического института. Рябушинский поделился планами со своим бывшим преподавателем профессором Жуковским, в котором нашел сторонника этой идеи. Всегда оставаясь человеком действий, он немедленно приступил к организации научного центра. В 1904 году в Кучино возводится двухэтажный дом с большим залом и четырехугольной двадцатиметровой башней, сооружается машинное здание с паровой машиной, строятся слесарная, механическая и столярная мастерские, помещения для измерительных приборов и жилье для обслуживающего персонала. Оборудование для исследований производилось согласно указаниям Жуковского. В частности, была создана аэродинамическая труба длиной 14,5 метра. Организация Аэродинамического института обошлась Дмитрию Павловичу в 100 000 золотых рублей. Кроме этого, ежегодно планировалось финансирование исследований на сумму в 36 000 тысяч. Первоначальная программа института предусматривала экспериментальное изучение законов сопротивления воздуха и их применение на практике, наблюдение различных слоев атмосферы и исследование  аэродинамики аэропланов. Историки авиации оценивают проект Рябушинского как первое в мире научное заведение подобного типа со столь широкой программой исследований и богатством научного оснащения.

В первоначальный период работы Аэродинамического института ведущая роль в его деятельности принадлежала «почетному сотруднику» Жуковскому. Рябушинский выступал в большей степени как организатор. Но постепенно и собственные научные теории Дмитрия Павловича стали приобретать в работе центра все более важное значение. В 1906 году кучинский институт покинул Жуковский. Возможно, расставание двух ученых было вызвано распространением оскорбительных слухов о том, что молодой богач паразитирует за счет славы маститого специалиста. К сожалению, и позднее предпринимались попытки противопоставления двух выдающихся людей, без которых равно нельзя  представить историю отечественной авиации.

С 1906 года все исследования в Кучино велись уже согласно идеям и планам лишь самого Рябушинского. Для совершенствования теоретической подготовки он в 1908 году поступил на математическое отделение Московского университета, которое с успехом окончил, выдержав экзамен на степень магистра. В качестве приват-доцента Рябушинский был приглашен в университет для чтения курсов аэродинамики и теории упругости. Дмитрий Павлович блестяще совмещал в себе ученого-теоретика и ученого-практика. Большую научную ценность имеет теоретический анализ эффективности винтов, сделанный Рябушинским и дополняющий вихревую теорию винтов Жуковского. Специалисты выделяют  и чисто теоретическое исследование основ теории подобия (или как ее называют пи-теоремы), которую Дмитрии Павлович рассматривал с приложением к целям аэродинамики. Он занимался вопросами движения твердых тел в жидкости, сопротивления жидкостей и прочими проблемами гидродинамики. В институте в Кучино Рябушинский проявил себя выдающимся экспериментатором. Здесь совершенствовались или создавались новые установки оригинальнейших конструкций.

В 1905 году впервые в истории авиации Европы был открыт Аэродинамический институт в Кучино

В 1905 году впервые в истории авиации Европы был открыт Аэродинамический институт в Кучино

 

Работа хозяина Аэродинамического института принесла Дмитрию Павловичу заслуженную славу. Высокородный куратор российской авиации великий князь Александр Михайлович представил его к знаку отличия, «даруемому за заслуги, оказанные отечественному воздухоплаванию». На международной аэродинамической выставке в Милане Рябушинского встретило признание со стороны коллег из разных стран. К нему поступали предложения о докладах в различных научных аудиториях Европы. Мировой известности Дмитрия Павловича способствовал и выпускаемый им на французском языке «Бюллетень Кучинского аэродинамического института». В 1906 – 1914 годах вышло пять выпусков, а шестой был издан Рябушинским уже в эмиграции.

Празднование десятилетия института в 1914 году стало шумным событием в научном мире. В те дни Рябушинский неожиданно для многих заявил: «Задача аэродинамического полета разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема – проблема перелета на другую планету. В Аэродинамическом институте в Кучино будут также предприняты исследования в этом направлении». Эти слова  вызвали немало иронических острот в том духе, что Дмитрий Павлович вздумал конкурировать с господином Жюлем Верном. Между тем сам Рябушинский в том же 1914 году одним из первых назвал работы Константина Эдуардовича Циолковского «блестящими», пророчески предсказав им колоссальное будущее.

Хотя Дмитрий Павлович и отмечал, что его институт носит «совершенно частный характер», он, наряду с аэродинамической лабораторией Жуковского, был, по выражению одного из ученых, «родительским домом» всей российской авиации.

В эпоху перемен

Первая мировая война внесла свои изменения в планы кучинского института. Он стал выполнять заказы военного ведомства. После смерти изобретателя генерала Михаила Михайловича Поморцева, работавшего над проектом пневматической ракеты, эти задачи были возложены на Рябушинского. В Аэродинамическом центре проводились испытания. Здесь же, в Кучино, разрабатывалась безоткатная пушка-пулемет, демонстрация которой была с успехом проведена осенью 1916 года в Петрограде. Дмитрий Павлович в военные годы много занимался вопросами ракетодинамики.

Мятежный 1917 год стал серьезнейшим испытанием и для самого Рябушинского, и для института. Разгрому подверглось имение Кучино. Под угрозой было все то, чему Дмитрий Павлович посвятил годы. В этих условиях он не последовал за женой и детьми в Крым, а остался в Москве, чтобы бороться за дело своей жизни. Осознавая расстановку сил, Рябушинский в апреле 1918-го обратился в Наркомат просвещения с просьбой «принять под  свою защиту Институт с его лабораториями, библиотекой, архивом и хозяйственными постройками». Крупнейшие в России ученые в сфере аэродинамики Николай Егорович Жуковский и Сергей Алексеевич Чаплыгин поддержали обращение. Это возымело действие. Институт был взят под опеку государства, а его заведывание  поручили Дмитрию Павловичу.

Но положение Рябушинского в Советской России оставалось настолько двусмысленным, что он не мог этого не осознавать. Уже одна его фамилия являлась почти готовым обвинением для ученого. Ведь его брат Павел Павлович был одним из активнейших инициаторов сопротивления новому режиму. Понимая, что жизни угрожает смертельная опасность,и приняв меры по сохранению института, Рябушинский пришел к нелегкому для себя решению покинуть страну. При содействии Академии наук было получено разрешение на выезд в Данию. Но тут произошло убийство руководителя Петроградской ЧК Урицкого, ставшее поводом для начала компании «красного террора». Дмитрий Павлович был арестован. Находясь в заключении, где он ожидал расстрела,  Рябушинский пишет завещание. Он обращается к жене с просьбой не впадать в отчаяние, ведь ей предстоит воспитание их детей. Он также просит ее содействовать посмертному изданию его трудов. Перед возможной гибелью Дмитрий Павлович думает о том, чтобы  работа не оказалась прерванной. Он пишет в прощальном письме: «В Аэродинамическом институте я желал бы, чтобы продолжал главенствовать дух творческой инициативы. Не следует успокаиваться на простом накоплении цифрового материала, не преследуя решения определенной, по мере возможности, важной научной задачи. Институт не должен копировать другие учреждения, но должен сохранять свой самобытный, оригинальный облик. Работы в Институте должны являться плодом гармонического сочетания теории и опыта и постепенно принимать все более и более общий, научно-философский характер. Я хотел бы, чтобы в Кучино возник также институт, посвященный силе тяготения». В ожидании расстрела Рябушинский сожалел, что намечаемый им план научных работ не будет реализован. «Мне жаль уходить из жизни, не осуществив его», – говорится в научном завещании, раскрывающем и большое личное мужество человека, и глубокую преданность науке ученого.

За освобождение Рябушинского вступили в борьбу и его коллеги из Академии наук, и Максим Горький. Власти уступили. Дмитрий Павлович уехал из России. Свою родину он больше уже никогда не увидел.

На чужбине

После недолгого пребывания в Скандинавии Рябушинский в 1919 году перебрался во Францию, где воссоединился с семьей. С этой страной будет связана вся его последующая жизнь. Но ученый отказался от французского гражданства, предпочтя остаться с так называемым «нансеновским паспортом». Это был введенный по инициативе знаменитого полярного исследователя и комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена документ, удостоверяющий личность его обладателя. Для Рябушинского было принципиальным оставаться именно русским ученым, хоть и отвергнутым победившим на родине политическим режимом.

Научный мир Франции с почетом встретил выдающегося исследователя. С 1922 года Дмитрий Павлович стал сотрудничать с техническим управлением Министерства авиации Франции, а с 1929-го занимал пост заместителя директора Лаборатории гидромеханики при Институте механики Парижского университета. Секретарь французской Академии наук математик Эмиль Пикар отмечал, что счастлив оказанию научным миром его страны  гостеприимства одному из наиболее выдающихся ученых. За две диссертации по гидродинамике Рябушинский получил от Парижского университета степень доктора наук. В 1935 году Дмитрий Павлович избирается Академией наук членом-корреспондентом. Им были прочитаны различные курсы лекций в Сорбонне, Рябушинский также выезжал с научными докладами в разные европейские страны и в США. Все годы эмиграции он не переставал плодотворно работать. В этот период ученый пишет труды о газогидравлических аналогиях плоских течений. Он продолжает работу по теме гребных и воздушных винтов, гидроаэродинамическому сопротивлению.

Дмитрий Павлович являлся и  активнейшим участником жизни русской эмиграции. Он стал одним из основателей Русского Высшего технического училища во Франции, был председателем Совета профессоров. С 1931 года заведовал в этом учебном заведении кафедрой теоретической механики. Всячески способствовал воспитанию и творческому становлению талантливых российских ученых-эмигрантов. Рябушинский также основал и возглавил Русское Научно-философское общество во Франции. Дмитрий Павлович прилагал большие старания к тому, чтобы сохранить архивы эмигрантов. Ради этого он встает во главе еще одной организации – Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом.

Ученый внимательно следил за научной жизнью на оставленной им родине, радовался ее успехам. Когда отмечалось 220-летие Академии наук СССР,  он передал ей в дар фото найденного им в архиве собственноручного послания Петра Великого Парижской академии наук. В сопроводительном письме Рябушинский отмечал, что за все годы своей эмиграции стремился, во-первых, участвовать в увеличении русского вклада в мировую науку», а во-вторых, способствовать  отстаиванию значения «наших отечественных культурных ценностей».

vrez 4 geleznodor Столь доброе и бескорыстное отношение Дмитрия Павловича к советской науке, увы, не принималось в расчет. В СССР не прекращалось шельмование его личности. В 1950 году студией «Мосфильм» была выпущена биографическая картина «Жуковский». Режиссером стал мэтр советского кино Всеволод Пудовкин. Фильм понравился Сталину, был отмечен государственной наградой. В ленте, освещавшей историю аэродинамики, отражалась выдающаяся роль Жуковского и Чаплыгина. Не забыли и Рябушинского. Он предстал в картине в роли дилетанта от науки, наглого, бессовестного дельца, желающего присвоить себе ученые труды великих исследователей. Это была злая карикатура. Сам Рябушинский говорил, что считает ниже своего достоинства реагировать на подобный пасквиль в свой адрес.

Последние годы Дмитрий Павлович провел в одиночестве в своей парижской квартире. Его думы по-прежнему были прикованы к далекой и закрытой для него России. Он успел дожить до триумфа советской космонавтики, что стало для него огромной радостью. В 1962 году жизнь Рябушинского оборвалась. Последним приютом для великого ученого стало знаменитое русское кладбище под Парижем Сен-Женевьев-де-Буа.

В 1994 году в связи с празднованием 90-летия Аэродинамического института  в Россию были приглашены потомки его основателя. В 2011 году в подмосковном городе Железнодорожный, включившим в себя территорию Кучино, был открыт памятник Рябушинскому. К сожалению, сам Дмитрий Павлович так и не дожил до того дня, когда на  родной земле были признаны заслуги человека, посвятившего ей и свой капитал, и свой интеллект, и все свои силы, и всю свою жизнь.