Сегодня в России отмечается Международный день корпоративной благотворительности. Впервые этот день был объявлен в 2004 году по инициативе Комитета по продвижению корпоративной благотворительности в США (СЕСР), чтобы вдохновить компании по всему миру присоединиться к тем, кто уже участвует в филантропической деятельности, инвестирует в социальное развитие общества, к тем, кто стремится помогать. Четыре года назад инициативу поддержала и Россия, традиционно этот день отмечается каждый четвёртый понедельник февраля. В России день корпоративной благотворительности призван привлечь внимание к вопросам корпоративной филантропии, к той роли, которую она играет в современном мире, необходимым действиям, которые требуются от разных сторон – бизнеса, власти, НКО и средств массовой информации, – чтобы сохранить импульс, мотивацию для дальнейшего эффективного участия компаний в благотворительности.
В России бизнес уже давно играет особую роль в развитии благотворительного сектора, не только поддерживая и создавая проекты и программы, но и зачастую принимая активное участие в решении тех социальных проблем, с которыми в одиночку не справляется государство. Все больше компаний открыто заявляют о целях и задачах своих социальных инвестиций, о том, как именно и почему они выбирают конкретные направления для оказания помощи. Традиции раскрытия информации, публикации социальных отчетов, следования лучшим международным практикам в отношениях с местными сообществами становятся частью корпоративной культуры бизнеса.
Компании прошли значительный путь в понимании проблем местных сообществ, разработке эффективных программ поддержки граждан и построении социальных партнерств с различными заинтересованными сторонами. Однако дальнейшее развитие корпоративной благотворительности – добровольного вклада компаний в решение социальных проблем, выходящего за рамки налоговых обязательств или связанного с развитием основных бизнес-процессов, – невозможно без участия других секторов – государства и общества.
В Международный день корпоративной благотворительности Форум Доноров публикует свое видение того, что необходимо для развития институциональной благотворительности в нашей стране. Форум Доноров, объединяющий ведущие российские и зарубежные благотворительные организации, считает важнейшей задачей способствовать развитию корпоративной филантропии в России. Форум отмечает значительные позитивные изменения, происходящие в благотворительности в последние годы, но считает необходимыми сделать определённые шаги, которые излагает в своей позиции.
— Совершенствование законодательной базы и введение благоприятного налогового режима для бизнеса
Благотворительное сообщество ощущает позитивное влияние решения государства стимулировать развитие разностороннего государственно-частного партнерства. При этом наиболее распространенный в мире опыт стимулирования участия бизнеса в жизни местных сообществ – налоговые льготы для компаний, жертвующих средства на нужды общества, – в России до сих пор не нашел своего применения. Считаем, что наряду с моральным поощрением налоговые послабления будут способствовать увеличению объемов социальных инвестиций бизнеса в решение широкого спектра социальных задач и настаиваем на принятии соответствующего законодательства в 2014 году.
— Содействие формированию позитивного отношения в обществе к филантропической деятельности
Важная роль в формировании культуры благотворительности в обществе и росту доверия к этой деятельности принадлежит средствам массовой информации. Отмечая значительный рост числа публикаций по вопросам благотворительности прежде всего в электронных средствах массовой информации, также видим и нехватку объективных, неангажированных материалов, прежде всего в отношении корпоративной благотворительности. Считаем, что доступ к информации позволит гражданам лучше понять филантропическую деятельность бизнеса, а также найти собственную мотивацию принимать участие в социальных проектах, поэтому обращаемся к средствам массовой информации с предложением войти полноправным участником в социальное партнерство, усилить их собственную социальную ответственность, уделяя больше внимания качественному освещению корпоративной благотворительности.
— Повышение профессионализма и прозрачности некоммерческих организаций
Некоммерческие организации, получающие поддержку от бизнеса, становятся партнерами, от профессионализма и добросовестности которых зависит эффективность реализации корпоративных благотворительных программ и устойчивость достигаемого социального эффекта. Понимание собственной ответственности, прозрачность действий, а также этичное поведение в отношении донора – вклад НКО в развитие корпоративной благотворительности. Считаем, что некоммерческие организации должны повышать свой профессиональный уровень, демонстрировать лучшие стандарты прозрачности, в том числе готовить и представлять всем заинтересованным сторонам добровольную отчетность о собственной деятельности, а также активно участвовать в обсуждении социальных проблем, стоящих перед нашим обществом.
— Построение партнерств в корпоративной благотворительности
Вклад бизнеса в развитие благотворительности и отдельных территорий нельзя недооценивать. Именно в среде корпоративной филантропии накоплен уникальный объем методик и подходов к выполнению проектов в самых разных сферах социальной жизни. Однако средств ни одной даже самой состоятельной организации не хватит, чтобы самостоятельно решить все выбранные проблемы. Считаем, что развитие партнерств и сотрудничества между донорами является залогом дальнейшего развития благотворительности в нашей стране.
Форум Доноров и его участники готовы приложить все усилия к реализации данной позиции в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
Прямая речь
Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров:
«Почему день корпоративной благотворительности? Самый простой ответ: потому, что компании в России сегодня являются крупнейшими благотворителями, и не отметить их заслуги просто невозможно. Но кроме того, у нас не так много настоящих праздников. Не тех, которые являются выходными днями, не тех, смысл праздника которых непонятен, и не тех, которые пролоббировали. Настоящий праздник — тот, с которым может себя ассоциировать значительное число людей, празднование которых не несет невероятных расходов, а цель — привлечь внимание к какому-либо достижению, феномену или процессу. День корпоративной благотворительности — именно такой: его отмечают в рабочий день, особенных праздничных событий, кроме запланированных акций, мероприятий или дней открытых дверей не происходит, а задача — представить партнерам и обществу свою деятельность в социальной сфере. Важно, что праздник этот не только и не столько для компаний, сколько для их коллег из некоммерческого сектора – возможность поблагодарить за помощь и партнерство. Но это и праздник для самой благотворительности, которую создают, развивают и продвигают удивительные люди в компаниях — не только топ-менеджеры, но и обычные сотрудники, участвующие в различных программах пожертвований и волонтерства.
Форум Доноров как лидер мнений в области институциональной благотворительности, как авторитетная организация, объединяющая крупнейших российских и зарубежных доноров, считает необходимым опубликовать сегодня свою позицию о поддержке развития корпоративной благотворительности. Мы делаем это во многом потому, что потребность в данном документе назрела очень давно, и нам приятно стать первыми, кто публично заявит о необходимости системного развития и поддержки корпоративной благотворительности».
Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду «Северстали»:
«Я поздравляю все коллег, партнёров и друзей с Днём корпоративной благотворительности! Желаю всем нам взяться за руки и объединить усилия для улучшения ситуации в тех сферах, где ещё пока требуется наша помощь, опыт и знания. Желаю нам всем ответственных и активных сотрудников, волонтёров и добровольцев, с душой относящихся к своему делу и вовлечённых в благотворительность, без которых невозможно охватить всех страждущих и нуждающихся в нашей поддержке. Желаю вам ярких проектов, новых свершений и мы обязательно добьёмся большего вместе!»
Ирина Жукова, директор по коммуникациям и связям с общественностью аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России:
«Мы очень рады, что Международный день корпоративной благотворительности отмечается в России. Корпоративная благотворительность — то направление, которое сейчас активно развивается во многих компаниях и становится частью бизнес стратегии.
Компании, являясь частью общества, могут внести существенный вклад в его развитие и повышение качества жизни людей. В последние годы развитие корпоративной благотворительности стало устойчивым и видимым трендом. Создаются специальные подразделения, ведущие это направление, что свидетельствует о стратегическом и системном подходе компаний к благотворительности. Значительно вырос профессиональный уровень и некоммерческих организаций – партнёров компаний в реализации благотворительных программ.
Стратегический подход к развитию благотворительности в компаниях в сочетании с высоким профессиональным уровнем организации эффективной помощи тем, кто в этом нуждается, делает корпоративные благотворительные программы действенными и эффективными.
Надеемся, что День корпоративной благотворительности привлечёт внимание бизнес сообщества, и компаний, творящих добро, станет ещё больше».
Владимир Торин, директор департамента общественных связей и коммуникаций МХК «ЕвроХим»:
«Очень примечателен тот факт, что в России, наряду с Днём нефтяника, шахтёра или, скажем, с Днём пограничника, не так давно, вдруг появилось что-то такое робкое, зелёное, но чрезвычайно доброе и хорошее – День корпоративной благотворительности. Дело нужное, важное и у нас, в России, относительно молодое. Мы все становимся грамотнее, современнее, крупные корпорации начинают понимать свою ответственность перед обществом, создаются новые социальные и благотворительные программы. Так как наша компания уже пять лет является активным участником рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности в России», могу уверенно заявить: с каждым годом названные программы становятся всё оригинальнее и интереснее. А это – первейшее условие их успешности и эффективности. Желаю всем нам удачи на этом достойном поприще и пусть мир станет хоть чуточку лучше!»
Лия Сидлина, менеджер по корпоративной социальной ответственности «БАТ Россия»:
«Корпорации и бизнес-структуры сегодня являются неотъемлемой частью общества и вносят ощутимый вклад в социальные изменения, происходящие в нем. И очень здорово, что появился праздник, объединяющий не только отдельных людей, но и целые корпорации. Так много социальных проблем еще предстоит решить, и в наших руках опыт, технологии, отобранные надежные партнеры. Желаю корпоративной благотворительности как направлению расти, развиваться и помогать именно там, где это необходимо!»
Александр Ширяев, генеральный директор Трубной металлургической компании:
«Предприятия, входящие в ТМК, работают в России, Казахстане, Центральной Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке. На примере нашей компании видно, что корпоративная благотворительность действительно приобрела международный характер. Во всех регионах присутствия ТМК вносит свой вклад в общие усилия по решению наиболее острых социальных вопросов. При этом результатом благотворительной деятельности мы считаем не столько размер нашего взноса на нужды общества, а что гораздо важнее — постоянное увеличение числа людей, вовлеченных в это доброе дело».