Стали известны лидеры корпоративной благотворительности-2016

oblozhkaОбъявлены компании — победители девятого ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Экспертное жюри определило лучших представителей социально ответственного бизнеса, распределив призы по номинациям, спецпризы, а также назвав тройку лидеров рэнкинга.
29 ноября в торжественной обстановке Третьяковской галереи на Крымском валу состоялась церемония награждения победителей IX ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Это совместный проект Форума Доноров, международной сети аудиторско-консалтинговых фирм PwC и деловой газеты «Ведомости», созданный для того, чтобы выявлять, поощрять и тиражировать лучшие практики социально ответственных компаний в области благотворительности, популяризировать идеи социальной ответственности бизнеса и развивать российскую филантропию.
В этом сезоне в проекте приняли участие 60 российских и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России и имеющих годовой оборот выше 100 млн руб. Всего в 2015 году 56 компаний из 60 участвовавших (именно столько раскрыли свои финансовые показатели) потратили на благотворительность почти 20 млрд рублей. Более четверти организаций отправили на благотворительность в анализируемом 2015 году порядка 74 млн руб., четверть участников проекта потратила более 334 млн руб., ещe 25% — менее 16 млн руб. Абсолютный рекорд проекта — 7 млрд руб., — столько потратила компания «Норильский никель» на собственные благотворительные программы. В среднем среди участников исследования расходы на благотворительность составляли 0,08% годового объeма их выручки.
Церемония награждения была приурочена к акции #ЩедрыйВторник — международному дню благотворительности, который впервые проводится в России по инициативе КАФ Россия. Продолжая «Неделю признаний» Щедрого Вторника, участники проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» составили собственную галерею признаний в том, как они участвуют в развитии благотворительности в России.

ИТОГИ РЭНКИНГА
Тройка призeров общего рэнкинга не принесла сюрпризов, какими удивляли «Лидеры корпоративной благотворительности» в прошлые годы — нет в нeм ни новичков, ни неожиданных побед. Напротив — лидерами проекта стали компании, давно и прочно зарекомендовавшие себя стратегическим подходом к собственной благотворительной деятельности, продуманными КСО-стратегиями, расстановкой приоритетов, выбором форм и направлений реализации проектов, подходом к оценке своей работы и еe социального воздействия.
img_5635Первое место заняла компания «Сахалин Энерджи», которая далеко не первый год участвует в проекте и уже занимала призовые места в рэнкинге.
Анна Казарина, начальник Управления региональной политики ПАО «Газпром нефть», победитель рэнкинга прошлого года комментирует первое место: «Компания «Сахалин Энерджи» — отличный пример системного подхода к устойчивому развитию, основанного на соблюдении требований международных стандартов и разработке внутренних документов. Это позволяет компании успешно взаимодействовать с заинтересованными сторонами и реализовывать социальные проекты. Отдельного внимание заслуживает подход компании к взаимодействию с коренными малочисленными народами севера путем пятилетних планов содействия. Это сигнал для местного сообщества: компания работает в регионе всерьез и надолго!»
На втором месте — Сибирская угольная энергетическая компания — также «ветеран» «Лидеров». Стоит отметить, какой большой скачок СУЭК совершила с 18-го места в прошлом году на второе в нынешнем.
На третьем месте — АФК «Система», в 2012 году уже побеждавшая в проекте.

ПРИЗЫ ОТ ПАРТНЕРОВ
Помимо общего рэнкинга в конкурсе вручаются призы по номинациям, которые традиционно объявляют партнeры проекта.
Партнeр номинации: Министерство экономического развития Российской Федерации. «Лучшая программа, способствующая развитию инфраструктуры деятельности некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества в регионе присутствия компании».
I место. Конкурс социальных и благотворительных проектов «ОМК-Партнерство», АО «Объединенная металлургическая компания».
II место. «Развитие навыков трудоустройства уязвимой молодежи», АО КБ «Ситибанк».
III место. «Волонтeрское движение филиала ООО «Нестле Россия» в г. Ростове-на-Дону: забота о старшем поколении», ООО «Нестле Россия».
Партнeр номинации: Российский союз промышленников и предпринимателей. «Лучшая программа, раскрывающая политику корпоративной благотворительности и принципы социальных инвестиций компании»
I место. «Молодежное предпринимательство», АО «СУЭК».
I место. «Цифровое равенство», ПАО «Ростелеком».
II место. «Забота о ветеранах», ПАО АФК «Система».
III место. «Чистые берега», ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен».
Партнeр номинации: Международный форум лидеров бизнеса (IBLF). «Лучшая программа (проект), способствующая развитию волонтерства в России».
I место. Deloitte Pro Bono, ЗАО «Делойт».
II место. «360 минут ради Байкала», En+ Group.
III место. «Обустроим город вместе!», Efes Rus.
Партнeр номинации: ВШМ СПбГУ (Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета). «Лучшая программа, способствующая развитию образования в Российской Федерации»

I место. «13 элемент. ALхимия будущего», ОК РУСАЛ.
II место. «Точка опоры», ПАО «Трубная металлургическая компания».
III место. «УчимЗнаем», ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани».
Партнер номинации: Британский Совет. «Лучшая программа, направленная на поддержку современного искусства и культуры».
I место. Инклюзивные программы музея современного искусства «Гараж», ООО «Дж.Т.И. Россия».
II место. «Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия сахалинских нивхов», «Сахалин Энерджи».
III место. «Визитная карточка города», ОАО «ФосАгро».
III место. «Возрождение нивхского языка», «Эксон Нефтегаз Лимитед».
Партнер номинации: Форум Доноров. «Лучшая программа, реализованная в партнерстве с другим бизнесом»
I место. «Здоровая семья», АО НПК «Катрен».
II место. Программа вовлечения в благотворительную и добровольческую деятельность бизнес- партнера АО «ОМК» – ПАО АКБ «Металлинвестбанк», АО «Объединенная металлургическая компания».

img_6380Стоит отдельно сказать про номинацию «Благосферы», которая открылась в ноябре 2016 года и ставит своей задачей вовлечение горожан в благотворительность и социальную активность. Впервые она объявила собственную номинацию: «Лучшая программа, направленная на продвижение идей благотворительности в обществе». Первыми победителями стали две компании – «Норильский никель» (с программой «Мир новых возможностей») и Mail.ru Group (исследование Добра Mail.ru совместно с ФОМ о помощи взрослым в России). Они поделили второе место. Первое и третье по решению организатора номинации не вручались.
Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера»: «Вовлечение широкой целевой аудитории в благотворительные, волонтерские или социальные проекты оказывается производной от основного направления благотворительной деятельности компании. Уверены, что мы увидим их в будущем году».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ
— АО НПК «Катрен» — за концепцию и стратегию корпоративной благотворительности.
— ПАО «Трубная металлургическая Компания» — за эффективность управления благотворительными программами.
— ООО «Нестле Россия» — за информационную открытость.
Компания ПепсиКо Россия стала обладателем приза «За наибольший прогресс», партнeром которого является газета «Ведомости». Традиционно этот приз уходит компании, которая совершила самый большой скачок в общем рэнкинге в сравнении с прошлым годом. Скачок ПепсиКо в самом деле впечатляет: она переместилась с 53 места в 2015 году на 5-е в 2016-м.
Ещe один приз – «За подход к оценке социальных результатов благотворительных проектов и программ» вручался в проекте впервые. Его инициатор — автономная некоммерческая организация «Эволюция и Филантропия», которая таким образом продолжает тему оценки, которая была одной из главных тем 2015 года в секторе.
img_5719«Оценка социальных результатов благотворительной деятельности является надежной основой для повышения эффективности этой деятельности. Это способ получить достоверные данные о том, действительно ли ваша благотворительность приносит пользу людям и обществу. Это механизм получения нового знания и фундамент для принятия стратегических и оперативных решений», — считает Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и Филантропия».
Победителем специального приза стала компания «Алкоа Россия» (c 01.11.2016 Арконик Россия). Лауреатом специального приза за подход к оценке стали «Объединeнные пивоварни Хейнекен».

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Одним из главных выводов, который можно сделать по итогам исследования, — некоторая стабилизация в секторе: социальные программы крупного бизнеса оказались в меньшей степени зависимы от изменений внешней среды, чем ожидали эксперты. Компании показали, что способны адаптироваться в сложных условиях и не спешат сокращать бюджеты и отказываться от проектов.
Заметна тенденция сохранять проекты при помощи альтернативных способов мобилизации ресурсов. И поэтому столь закономерным стал рост интереса к оценке программ — компании стали искать возможности не снижать объeмов помощи, повышая еe эффективность различными способами. Использование оценки говорит о безусловном профессиональном росте сектора и придерживаться в своей практике международных стандартов.
Достаточно широкое распространение получил такой инструмент, как грантовый конкурс. «Специфика инструмента позволяет повысить качество отбора проектов, включить в процесс максимальное количество заинтересованных сторон, расширить географию благотворительной деятельности», — отмечают эксперты.
У проекта в этом году есть ещe один рекорд — количество компаний, раскрывших финансовые показатели, стало наибольшим за последние пять лет. И это говорит о готовности бизнеса к открытости, прозрачности и подотчeтности — важному признаку по-настоящему социально ответственной компании.
img_5505В этой связи уже не вызывает удивление статистика, что 58 из 60 компаний-участников проекта в этом году имеют сформулированную и документально зафиксированную стратегию благотворительности компании. Серьeзный, системный подход наблюдается и в формировании структуры управления благотворительностью внутри организации: они становятся сложнее, всe больше сотрудников вовлекается в подобную работу. Ещe один вывод исследования: продолжает свой уверенный рост внимание к регионам, что наблюдается из года в год.
«В исследовании следующего года мы рассчитываем и надеемся увидеть как количественное, так и качественное развитие сектора, которое, мы уверены, первыми покажут его лидеры — Лидеры корпоративной благотворительности», — подводят итоги эксперты.

Более полная информация об итогах проекта «Лидеры корпоративной благотворительности-2016» содержится в специально подготовленном сборнике статей и кейсов, который можно скачать на сайте Форума Доноров: http://www.donorsforum.ru/materials/vsyo-o-liderakh-2016/

Организаторы проекта о его итогах:
Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров: «Важно одно: вокруг проекта сложилось сообщество профессионалов отечественной корпоративной филантропии. Большинство участвует в конкурсе из года в год, понимая, что сам факт участия в проекте, готовность открыто обсуждать собственные практики, делиться опытом организации и управления социальными инвестициями являются отличительными маркерами авангарда сектора — настоящих лидеров корпоративной благотворительности»
Глеб Прозоров, генеральный директор газеты «Ведомости»: «Количество участников нынешнего рэнкинга и объем социальных инвестиций, сделанных отечественным бизнесом в отчетном году, наглядно показали, что принципы корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития прочно вошли в стратегию и корпоративную культуру компаний, работающих на российском рынке. Если мы смогли добиться таких результатов в самом экономически тяжелом со всех точек зрения году, это в полном смысле свет в конце туннеля»
Елена Дубовицкая, директор практики услуг в области устойчивого развития PwC в России: «В этом году мы рады отметить следующую интересную тенденцию: даже в текущей непростой экономической ситуации компании не стремятся сокращать свои благотворительные бюджеты. Мы проанализировали финансовые показатели тех 30 компаний, которые участвовали в проекте два последних года подряд. Несмотря на то, что их суммарная выручка в 2015 г. упала на 3% по сравнению с 2014 г., их расходы на благотворительность выросли на 16%! Это может говорить в том числе о том, что благотворительность становится неотъемлемой частью бизнес-стратегии компаний и ее роль с каждым годом продолжает расти»

Екатерина Шендрик
pr-менеджер Форума Доноров