Городской голова

Voskresn prospekt2

 Иван Милютин посвятил свою жизнь служению родному Череповцу

 С Череповцом связаны судьбы многих выдающихся людей России. Но имя Ивана Андреевича Милютина занимает в летописи города особое место. Крупный предприниматель, человек больших организаторских способностей, убежденный патриот родного края, он занимал пост городского головы несколько десятилетий.  Годы его руководства стали периодом расцвета Череповца. Без внимания промышленника не осталась ни одна из сфер жизни города. Можно без всяких преувеличений говорить об «эпохе Милютина». В силу известных исторических причин деяния этого замечательного человека долгое время были недостаточно признаны. В наши дни в Череповце много сделано и продолжает делаться для увековечивания памяти выдающегося уроженца города. Это позволяет ныне достойно оценить масштаб личности одного из талантливейших  управленцев России.

Судовладелец

Иван Андреевич родился в 1829 году. Его детские годы прошли в так называемой «Благовещенской половине» Воскресенского проспекта Череповца. Это был квартал, где проживали представители мещанского и купеческого сословий. Отец будущего преобразователя города занимался торговлей мясом. Он ушел из жизни рано – в 32 года. Семейное дело возглавила его вдова, мать Ивана Андреевича. Она оказалась рачительной и энергичной хозяйкой и не только успешно продолжила торговлю супруга, но и преумножила ее. Кроме продажи мяса занялась и продажей хлеба. Ее сыновья Иван и Василий с юных лет приобщались к коммерческой деятельности, зарекомендовав себя активными и смекалистыми людьми. Молодые братья в компании погонщиков   самостоятельно объезжали уезд с целью приобретения скота. Уже в 16 лет Иван Андреевич предпринял коммерческую поездку с зерном на продажу в столицу Российской империи.

milutin i a

После смерти матери оба брата стали наследниками семейного предприятия. На протяжении всей жизни они оставались единомышленниками, образовав успешный тандем в бизнесе. В деловом мире Череповца о них говорили: Иван Андреевич «прожекты пишет», а Василий Андреевич «деньги добывает». Сферой их интересов стала перевозка грузов водным путем. Первое судно, приобретенное Милютиными, было предназначено для отправки погруженной в Рыбинске партии хлеба в Санкт-Петербург. Обладая острым практическим взглядом на вещи, они быстро оценили все неудобства существующего судоходства на Мариинской водной системе. Применение лошадей в качестве тяговой силы для буксировки судов уже не соответствовало требованиям того времени. Кроме того, трупы павших лошадей вдоль берегов являлись и источником болезней. Иван Андреевич выдвинул  идею применения на реках Севера-Запада России системы  цепного пароходства. Она представляла собой использование особого рода буксиров.  Цепные пароходы, называемые также туерами, двигались вдоль уложенной по дну цепи, которая подхватывалась на судне специальным барабаном с горизонтальной осью. Паровая машина, двигая барабан, передвигала пароход по цепи. В свою очередь туер тянул за собой несколько груженых барж. Подобная практика  была весьма целесообразна для районов с сильным течением.

 Предприниматели на выгодных условиях приобрели несколько цепных пароходов у обанкротившейся франко-российской компании. Их первый туер, купленный в 1861 году, назывался «Филипп Ирапский». Инновация Милютиных с буксирным пароходством  быстро доказала свою эффективность. Уже к середине 1860-х их компания владела 40 собственными пароходами и 500 грузовыми судами. Кроме перевозки грузов братья стали организаторами и пассажирского пароходства.

Иваном Андреевичем был выдвинут смелый и нужный для региона  проект основания собственного судостроительства. Организации дела предшествовала серьезная теоретическая подготовка. Милютин специально ездил за границу – в Англию, Голландию, Германию. Находясь в европейских странах, он на месте изучал передовой опыт, подбирал те технологии, которые могли пригодиться в родных краях. В результате в Череповце были созданы судостроительная верфь и механический завод, которые строили суда, причем не только для речных, но и для морских просторов. Начинание Милютина привлекло к себе внимание высших лиц империи. Спущенная на воду в Череповце в 1868 году шхуна «Великий князь Алексей Александрович» достигла Петербурга, где была удостоена посещения августейших особ.

Говоря о роли в череповецком судостроительном проекте Милютина, нельзя не отметить его качества чрезвычайно предусмотрительного человека. Ему было чуждо желание «сорвать барыши» любой ценой. Иван Андреевич всегда думал о завтрашнем дне, о перспективах. Так, будучи городским головой, он поднял вопрос о варварской вырубке леса. По инициативе промышленника было принято решение о возведении сухого дока (судоверфи). Так как денег в городской казне не хватало, Милютин предложил свои личные средства.

Интересно отметить, что с именем Милютина связано и новшество в судостроении. По его заказу была разработана разъемная баржа. Она разделялась на несколько отдельных частей. Это позволяло ей плавать по мелким рекам до столицы и проходить сквозь шлюзы без перегрузки товара. Первая баржа этого типа состояла из двух частей.

Во главе Череповца

  В 1853 году Милютин избирается гласным городской думы. Он принимает твердое решение соединить свою последующую жизнь со служением родному городу. Высокий авторитет успешного делового человека и очевидные качества лидера позволяют быстро сделать карьеру. В 1855-м он становится бургомистром Череповецкого городского магистрата, а на следующий год занимает пост городского головы и остается на этой должности вплоть до дня своей кончины в 1907 году.

Становление Милютина в качестве руководителя города совпало с периодом «Великих реформ» Александра II – Освободителя. Это было время обновления, пробуждения творческих инициатив. Возникла потребность в администраторах нового типа. Иван Андреевич идеально подошел на эту роль. Новый городской голова сразу зарекомендовал себя сторонником прогресса и борцом с рутинерством. В обращении к согражданам он отмечал: «По  нашему мнению, если и были, и есть еще до сих пор у нас в России своего рода препятствия к развитию общественной самодеятельности, то эти препятствия кроятся не столько в объеме дарованных нам прав, кои еще далеко не исчерпаны, сколько в нас самих, в болезни времени, и происходят, главным образом, от нашего прошлого. Это прошлое раздвоило человека и раскололо жизнь на две отдельные половины, из коих одна, вооруженная книжным, теоретическим умозрением, писарством, заправляла порядками, а другая жила в темном лесу, корчевала пни и во всем уповала на волю Божию, чуждаясь всякой мысли о каком-либо прогрессе». Главной причиной прежнего «разлада мыслей с жизнью» было, по убеждению Ивана Андреевича, отсутствие возможности соединения в единое целое двух сил – «знания и практики».

Одной из основ его программы преобразования жизни города стали меры по организации широкого кредитования. Создается городской общественный банк с солидным капиталом. Возникают общества взаимного кредита и взаимного страхования. Современники отмечали, что для всех стал  очевиден экономический подъем города, выразившийся в росте предприятий.

Иван Андреевич, столь много сделавший для развития и совершенствования водных путей, разумеется, также превосходно понимал громадную роль железнодорожных магистралей в настоящем и будущем страны. Одной из важнейших задач, поставленных им самому себе,  стало достижение того, чтобы Череповец  стал пунктом прохождения создающегося пути «Вологда – Санкт-Петербург». С этой целью городским головой были написаны множество прошений в различные ведомства, проведены неоднократные переговоры с крупными чиновниками общероссийского уровня. Он выступил с речью в Петербургской городской думе с обоснованием того, чтобы именно Череповец был включен в железнодорожный план. Кипучая энергия Милютина и дар убеждать сделали свое дело. Северная железная дорога была проложена через его город.

Не забывал городской голова и социальные вопросы. Для содействия бедным горожанам  он создал Череповецкое благотворительное общество и организацию вспоможения нуждающимся учащимся. Был открыт Дом трудолюбия, при котором действовали слесарная, столярная, ткацкая, швейная и вязальная мастерские. В городе работала столовая для бедных, были ночлежный дом и богадельня.

«Северные Афины»

  Одним из главнейших приоритетов для Милютина было развитие образования. Успехи в этой сфере оказались настолько значительными, что Череповец даже стали называть «северными Афинами».

Городской голова, развивая просвещение, действовал одновременно и как администратор, и как меценат. Его личные средства были вложены в открытие в Череповце Технического училища, которое он финансировал в течение нескольких лет, внося ежегодно до 15 тысяч рублей. В 70-е годы XIX века в городе создаются  реальное училище и учительская семинария, также получавшие денежную поддержку из собственного капитала городского головы. Открывается сельскохозяйственная школа-ферма, необходимость которой он обсуждал в беседе с самим Александром III. Череповец при руководстве Милютина стал и одним из центров женского образования России. Уже вскоре после занятия  Иваном Андреевичем руководящего городского поста по его инициативе начинает работать женское начальное трехклассное училище. В дальнейшем открывают свои двери женская гимназия и женское профессиональное двухклассное училище, позднее ставшее пятиклассным и переименованное в «женское хозяйственно-ремесленное училище». Статистические данные говорят сами за себя. К концу позапрошлого века в городе было 11 учебных учреждений и 1400 учащихся. По статистике за 1913 год (уже после смерти Милютина) в Череповце обучались 2115 человек. Милютин тщательно следил, чтобы соблюдался принцип максимальной доступности образования для людей всех сословий. Более половины учащихся были выходцами из крестьянских семей.

Количество не уступало качеству. Показателем успехов просвещения в Череповце «эпохи Милютина» может служить участие учеников в выставках в главных городах империи. Так, например, воспитанники Александровского технического училища представляли свои работы по кузнечному и слесарно-токарному мастерству на Московской художественно-промышленной выставке. Участвовали в конкурсе ученических графических работ в Императорской академии художеств. Они были отмечены серебряной медалью. Кстати, училищу доводилось быть и участником Всемирной выставки в Чикаго.

Сам Милютин, оглядываясь на свои очевидные достижения в образовательной сфере, обращался к согражданам: «Прежде всего, господа, нам не следует убаюкивать себя мыслью, что, устроив у себя ряд учебных заведений и другие городские учреждения и улучшения, мы уже завершили наши общественные задачи или, по крайней мере, устроились настолько, что уже вправе отдохнуть и ничего более долго-долго не делать. Правда, мы много сделали, но это не значит, что мы закончили свои общественные задачи. Нет, мы только пробудили общество от вековой дремоты, пользуясь для этого исключительно благоприятными условиями нашего времени, столь богатого благими реформами, обновившими всю Россию. Нашим своевременным пробуждением мы приобрели только, так сказать, компас и средства для дальнейшего прогрессивного движения по экономическому пути; но вот на этом-то пути, чем больше мы будем раздвигать старую завесу, заслонявшую свет от жизни, тем боле будут раскрываться перед нами и выступать на очередь все новые интересы нашей семейной и общественной жизни».

Статский советник

 Несмотря на то, что основная деятельность Ивана Андреевича Милютина была связана с родным Череповцом, авторитет городского головы, высочайшая эффективность работы, огромный опыт  сделали его человеком,  известным во всей стране. Мнение одного из лучших региональных деятелей России очень ценилось, доказательством чему являются приглашения в столицу для работы в различных общегосударственных совещаниях. В 1867 году он входил в комиссию по помощи голодающим в Северной России. Им были предприняты срочные меры для закупки необходимого хлеба. Знания Милютина вновь понадобились в 1890-м, когда разрабатывалось новое Городовое положение.

Сосредоточившись в первую очередь на непосредственно практической работе в коммерции и городском управлении, Иван Андреевич в то же время следил и за общественной ситуацией в стране. Его политические взгляды можно охарактеризовать как умеренно либеральные. В период Первой русской революции 1905-1907 годов, когда было законодательно оформлено существование партий,  Милютин выступил с поддержкой программы  «Союза 17 октября» с ее идеей поэтапных реформ и неприятием радикальных потрясений.

Работоспособность Ивана Андреевича была поразительной. При огромной загруженности он находил время и на литературную деятельность, был плодовитым публицистом. Им были написаны произведения  «Мариинский водяной путь, или продолжение Волги до Финского залива», «Значение магистральной линии железной дороги Петербург – Вологда – Вятка в области государственно-экономической и политической», «Россия и Германия. Экономические письма», «Между вехами по жизненному полю. Вопросы дня». Статьи Милютина публиковались и в местных, и в столичных изданиях.

Дом-музей Ивана Милютина В 2006 году в Череповце был открыт дом-музей Ивана Андреевича Милютина. Здание восстановили на основе старых чертежей и фотографий. В экспозиции есть и некоторые подлинные вещи хозяина дома. Среди них американский флаг, подаренный послом США, и принадлежащая Милютину картина «Бриг «Шексна». Посетители музея имеют возможность осмотреть приемную, парадный зал, столовую, гостиную, рабочий кабинет и другие помещения, где бережно воссоздана обстановка того времени, когда здесь жил Иван Андреевич.

Дом-музей Ивана Милютина
В 2006 году в Череповце был открыт дом-музей Ивана Андреевича Милютина. Здание восстановили на основе старых чертежей и фотографий. В экспозиции есть и некоторые подлинные вещи хозяина дома. Среди них американский флаг, подаренный послом США, и принадлежащая Милютину картина «Бриг «Шексна». Посетители музея имеют возможность осмотреть приемную, парадный зал, столовую, гостиную, рабочий кабинет и другие помещения, где бережно воссоздана обстановка того времени, когда здесь жил Иван Андреевич.

 

В воспоминаниях знавших его людей он предстает гостеприимным хозяином, радушно принимавшим в своем доме различных гостей города. При этом был весьма скромным в быту человеком. Главным увлечением жизни Ивана Андреевича была работа. Он не мог существовать без дела. Окружающие недоумевали –, когда же он спит?  Ведь его можно было застать в кабинете и ранним утром, и поздней ночью. Спал он и в самом деле мало: 3-4 часа в сутки.

Супруга Милютина, родившая ему шестерых детей, рано ушла из жизни. Хозяйством в доме отца занимались его младшие дочери Александа и Юлия. Старшая дочь Мария (в замужестве Лентовская) была помощницей родителя. Образованная женщина, она ездила вместе с Иваном Андреевичем в его зарубежные поездки, где была при нем и секретарем, и переводчиком. Сын Андрей продолжил дела отца, заняв после его смерти пост городского головы. Другой сын, Василий, получивший техническое образование, стал надежным работником в семейном бизнесе, организовал сельскохозяйственную школу.

Служение Ивана Андреевича Милютина своей стране было высоко оценено при его жизни. По ходатайству Череповецкого городского общества в зале думы повесили портрет городского головы «в память потомству за его полезную для общества службу». Ему присвоили звание «Почетный гражданин города Череповца». Он был купцом первой гильдии и действительным статским советником. Неоднократно награждался орденами  Российской империи.

В дореволюционный период планировалось установить памятник Милютину в Череповце. Тогда этого не успели сделать, а после революции об этом не шло и речи. В 2000-е годы в городе на площади, носящей ныне его имя, был наконец–то установлен долгожданный монумент городскому голове. Это было справедливым проявлением благодарности со стороны потомства. И все же можно сказать, что главный памятник Милютин воздвиг себе сам. Этим нерукотворным памятником являются его замечательные труды, без которых нельзя представить историю Череповца.