Воспитание культурой

225thumb

Председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов: «Выполнять наказы гражданского общества – наша прямая обязанность»

В Челябинской области мнение общественности по различным вопросам, влияющим на жизнь региона, – весомо. К идеям Союза промышленников и предпринимателей и Общественной палаты Челябинской области прислушивается законодательная власть, с ними корректирует свои действия власть исполнительная. При таких согласованных действиях вырабатываются приемлемые решения – на пользу людям.

О том, как организовано взаимодействие ветвей власти и общественности в регионе, как совместными усилиями удается преодолевать кризисные периоды, о развитии гражданского общества, перспективах промышленного развития края и благотворительности нам  рассказал один из создателей СПП, председатель Общественной палаты Челябинской области, руководитель Челябинского регионального отделения Российского детского фонда Вячеслав Скворцов.

 

Двадцать лет Союза промышленников и предпринимателей

 

— Вячеслав Николаевич, можно ли вернуться назад, в историю, и рассказать, как в начале 90-х годов прошлого века появилась идея о создании Союза промышленников и предпринимателей в Челябинской области?

Skvorcov3 

— Это было в 1993 году. Тогда я состоял в Правлении приватизированных частных предприятий и был активным помощником Егора Тимуровича Гайдара. Он в конце 1992-го и подал мысль — создать объединение промышленников. С этой идеей я приехал к директору «Магнитки» Анатолию Ильичу Старикову и предложил ему стать одним из главных  инициаторов создания Союза промышленников и предпринимателей и его президентом – другой кандидатуры, на мой взгляд, и быть не могло. Получив поддержку директора ММК, согласовал идею с губернатором – тогда им был Вадим Павлович Соловьёв, человек демократичный, быстро схватывающий все новое. Он тут же вызвал своего первого заместителя Виктора Борисовича Христенко и поручил ему вместе со мной принять участие в организации Союза. Буквально через месяц, в январе, мы провели учредительную конференцию, приняли Устав. С этого момента всё закрутилось, и сходу в состав Союза промышленников и предпринимателей вступили около 80 человек.

— Прошло 20 лет  – в этом году юбилей организации. Много ли в Союзе осталось людей, пришедших в него изначально?

— Конечно, есть такие люди. Прежде всего, Виктор Филиппович Рашников, с которым мы с момента основания СПП и по сей день вместе трудимся. Он с 1997 года возглавляет Союз промышленников и предпринимателей, сменив на этом посту Анатолия Ильича Старикова. Можно и еще привести примеры —  все это время с нами Губернатор Челябинской области 1990-х годов Вадим Павлович Соловьев, его тогдашний заместитель Виктор Борисович Христенко, директор Челябинского трубопрокатного завода Александр Анатольевич Федоров, директор Южно-Уральского управления строительства Алексей Георгиевич Белошицкий.

— Эта стабильность состава помогает работе?

— Сотрудничество опытных, мудрых людей с новыми молодыми специалистами, уважение к тем, с кем ты работаешь, создали интересную творческую атмосферу. Союз промышленников был организован для того, чтобы выстроить партнёрские отношения между директорами предприятий. В то время, когда все начиналось, существовал острый дефицит денег, мы были вынуждены образовать бартерную ассоциацию, и всегда основой отношений были слово чести, надёжность человека – мы поставляли друг другу металл и другие изделия под гарантию слова.

Выстроив такие отношения, члены СПП фактически сохранили промышленность, металлургию, не дав им развалиться. Внедряли лучшие достижения науки и в конечном итоге перестроили предприятия, подняли на новую ступень развития.

Флагманом для предприятий всегда была «Магнитка», где постоянно совершенствующаяся система работы с кадрами, сохранение лучших традиций позволили не только сохранить комбинат, но и поднять его на уровень лучшей мировой компании. Прибыль, новейшие технологии зависят от того, насколько люди настроены на слаженную работу.

Принцип нашей деятельности был один: каждый день стараться совершенствовать себя, людей, которыми ты руководишь, а в результате – мира вокруг: именно через производственные отношения, систему воспитания, обучения… Поэтому весь комплекс вопросов, поставленных на Магнитке как процесс непрерывного развития человека, коллектива и производства, в итоге дал возможность многим предприятиям унаследовать этот опыт. Мы друг у друга учимся.

 — А как удалось избежать превращения СПП в закрытый для общества клуб?

– Наш Союз промышленников  не замыкается на кооперации между предприятиями. С первого дня мы взяли за основу инициативу нормотворчества – создание законодательной базы для развития производства. В своё время я был назначен Виктором Черномырдиным на должность заместителя председателя Совета по промышленной политике при Правительстве России. Тогда мы с Союзом промышленников и предпринимателей инициировали ряд законопроектов, в том числе некоторые изменения в налоговый кодекс. Самый главный нормативный акт, который мы провели через правительство, – Постановление о регулировании цен в естественных монополиях. Этот, по сути, исторический документ помог хоть как-то стабилизировать ситуацию, потому что в начале 1990-х цены в естественных монополиях поднимались в тысячи раз. На 1994 год пришёлся пик роста цен. С появлением постановления ситуация стала медленно, но улучшаться.

Союзу промышленников пришлось взять на себя инициативу по формированию первой областной Думы. Причем мне было дано поручение стать депутатом и даже возглавить Думу – у меня и в мыслях подобного не было! В СПП такой порядок: Союз решил – надо выполнять. Народ за нас проголосовал, и депутаты избрали меня первым председателем областной Думы. Виктор Рашников и Анатолий Стариков также вошли в её состав. Естественно, мы стали готовить законопроекты, связанные с промышленностью,  реальной экономикой.

— Среди задач, ради решения которых создавался СПП, была стабилизация в промышленной, финансовой, законотворческой и социальной сферах. Можно вспомнить то время с точки зрения стабилизации социальной ситуации?

— С первых дней решение всех социальных вопросов проходило с участием Союза промышленников и предпринимателей. Прежде всего совместно с руководством области была поставлена задача сохранения всей социальной базы, существовавшей на предприятиях, – загородных лагерей, санаториев, больниц и других объектов. Если бы это было не выполнено, социальной инфраструктуры вообще бы не осталось. Формировалась тактика благотворительности, социальной поддержки малоимущих, людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации.

Члены СПП сохраняли профсоюзы и Советы трудовых коллективов, несмотря на то, что предприятия уже акционировались. В конечном итоге удалось «вырулить» на рыночные отношения, не ломая лучших традиций, которые сложились на предприятиях со времен СССР. Людей не превратили в исполнителей, которые ничего не значат и ничего не решают. Сохранилась и совершенствуется система стимулирования рационализаторства,  изобретательства – без этого развитие невозможно. Творческие инициативы со стороны работников только приветствуются. Если некоторые, вновь созданные, фирмы поступали иначе, то они и не состоялись.

Вспоминаю Златоустовские заводы металлоконструкций, металлургический, которыми я руководил. Мы оказались вынужденными закрыть ряд производств, потому что они были неперспективны и нерентабельны. Принимались такие решения через Совет трудового коллектива – не только акционеры, но и люди, которые не имели вообще ни одной акции, могли сказать своё веское слово. Принципы самоуправления до сих пор являются основой для развития экономики и социальной сферы в Челябинской области.

— Эти принципы общения с людьми, с учетом кризиса 2008-2009 годов, доказали свою жизнеспособность, или нужно было принимать какие-то волевые решения для сохранения производства?

— 2008 год был по-своему тяжёлый. К тому моменту руководство области привыкло к стабильному поступлению налогов – именно это обеспечивало решение местных проблем. И вдруг мировой кризис. Правительством России  было принято решение о перечислении налога на прибыль авансом на квартал вперёд, чтобы как-то обеспечить финансами социальную сферу. Это означало следующее: промышленники ещё не произвели продукт, не получили прибыль, но уже должны выплачивать налоги. Предприятия попали в сложнейшую ситуацию, оказавшись без бюджета развития. А потом настало время возвращать долги…

Но даже самый сложный момент проходит благодаря общему пониманию ситуации и взаимодействию. Губернатор обращался за помощью, например, к  Виктору Филипповичу Рашникову –  области были крайне необходимы 10 миллиардов рублей. У «Магнитки» у самой множество проблем, нужно расплачиваться по кредитам, строятся новые прокатные станы, идет техническое перевооружение комбината. Но выручать область надо. И Рашников, с условием их возвращения, даёт бюджету деньги, опережающими темпами платит налоги, поскольку губернатор попросил. Так было всегда. И так есть.

Я бы сказал, что сегодняшний Союз промышленников и предпринимателей – современная общественная экономическая организация бизнесменов, которая имеет колоссальный опыт. Это серьёзный союз бизнеса, власти и общества. На заседаниях обязательно присутствуют заместители губернатора, если обсуждаются профильные вопросы – соответствующие министры Челябинской области. Это стало нормой.

 Роль Общественной палаты

 — Как в схему взаимодействия законодательной и исполнительной властей встраивается Общественная палата?

— Самым прямым образом. Общественные палаты начали создаваться в России в 2005 году по инициативе президента. Челябинская область стала одной из первых. Руководство области обратилось ко мне с просьбой заняться созданием Палаты. Быстро написали законопроект, который был апробирован в Союзе промышленников и предпринимателей, провели консультации в общественных организациях, в вузах на различных социально-экономических кафедрах – проект стал коллективным творчеством, его не «кто-то написал». Представители Гражданского Форума на всех площадках присутствовали, выслушивали замечания, которые все были учтены. В итоге рабочая группа утвердила законопроект, позже он был через губернатора внесен в Законодательное собрание и принят. Этот закон несколько отличается от подобных правовых актов в других регионах. Областная власть дала возможность формирования Общественной палаты самому обществу – посредством изучения общественного мнения. Губернатор только подписывает постановление с окончательным списком первой трети состава ОП. Можно, конечно, не согласиться, назначить других людей, но в этом и мудрость губернатора – он ни одной фамилии не убрал и ни одной фамилии не вставил. Общественная палата до сих пор работает практически независимо в соответствии со статусом людей, которые её составляют. Это – лучшие из лучших, люди, которые имеют колоссальный опыт и авторитет среди жителей региона.

Из 57 человек в Палате – 27 докторов и кандидатов наук, плюс ведущие профессионалы, плюс 7 ректоров вузов – эти учебные заведения сейчас являются площадкой для дискуссий с молодёжью. Созданы структура, система работы с населением по разным категориям — через руководителей уважаемых общественных организаций, крупных вузов.

Кроме того, в Общественной палате образованы экспертные группы по ряду направлений, привлекаются специалисты, чтобы разобраться в специфических вопросах.

— Если говорить об  инициативах Общественной палаты, были ли завершённые дела, которые реально повлияли на жизнь в области?

— Рекомендации готовятся таким образом, чтобы они были воспринимаемы, мотивированы, грамотны. Поэтому, считаю, качество проработки вопросов отвечает современным требованиям.

Всё решается коллегиально. У меня такой принцип – советоваться с членами Палаты, не спешить высказывать сиюминутную точку зрения. Хотя в регламенте записано, что в межсессионный период председатель подписывает письма,  рекомендации и обращения от имени Общественной палаты. Это тоже, кстати, достаточно важный момент – председатель выражает мнение всей структуры. И в этой ситуации ответственность вдвойне повышается. Поэтому даже в межсессионный период советуюсь с коллегами – отправляю по электронной почте основополагающие тезисы, а потом подписываю документ от имени Палаты. Проработав в управлении более 40 лет, естественно, применяю методы, которые должны быть эффективны. На нас смотрит молодёжь, и мы не имеем права на ошибку, наша работа должна быть примером эффективной управленческой деятельности. Одним словом, несём ответственность за каждое слово.

Тщательно оттачиваем свои предложения, и практически не бывает, чтобы какие-то из них были неприняты. У Общественной палаты уже более семи подготовленных законопроектов. Среди них – об уполномоченных по защите прав человека, защите прав ребёнка, прав предпринимателей и другие.

Первое наше решение – охрана питьевых водоёмов. Шершнёвское водохранилище – единственный источник, который снабжает Челябинск и ещё пять районов области питьевой водой. Это примерно полтора миллиона жителей. Когда начали застройку на берегу водохранилища, Палата заняла жесткую позицию, в соответствии с законом. Вплоть до того, что через суд инициировали отмену государственной экспертизы. Губернатор вынужден был создать межведомственный штаб по экологическим вопросам, касающимся Шершнёвского водохранилища. Первый замгубернатора стал руководителем штаба, меня утвердили заместителем. От скандала перешли к конструктивному решению вопроса. Проводились экспертизы, члены и эксперты Палаты встречались с главами районов, граничащих с водохранилищем. И в итоге многие решения были пересмотрены. Сегодня разработан генеральный план застройки, резко сократились нарушения санитарных норм.

С самого начала действия Общественной палаты заслужили уважение и признание представителей гражданского общества. Сегодня экспертиза бюджета области сопровождается нашим заключением. Наряду с депутатами Законодательного собрания получаем проект закона о бюджете, бюджетное послание губернатора, все необходимые документы. Такого опыта в России, по-моему, больше нет. Это тоже заслуга нашей Общественной палаты. Но здесь нам не надо было копья ломать, настаивать, потому что министр финансов сразу же решил вовлечь ОП в обсуждение бюджета, чтобы учесть общественное мнение, создать атмосферу прозрачности.

Самый сложный момент в моей практике был, когда пришлось высказать недоверие председателю областного суда. Недоверие зародилось в недрах гражданского общества, и ко мне как к председателю Палаты обратились с поручением – донести позицию общества вплоть до председателя Верховного суда России и до президента, добиться, чтобы мнение людей было услышано.  Я нажил себе массу неприятностей: на меня (и не только на меня) даже  завели уголовное дело – был его фигурантом, но в итоге прошёл как свидетель…  Поручение челябинцев Палата выполнила — довела информацию до Высшей квалификационной коллегии судей, до президента.  24 марта этого года кандидатура бывшего председателя областного суда Фёдора Вяткина Президентом России была отклонена от назначения на новый срок. На мой взгляд, это победа гражданского общества, серьёзная, беспрецедентная. Силовые структуры объединились, и представители гражданского общества фактически боролись против системы, но выдержали. Мне пришлось нелегко, но выполнять наказы гражданского общества – наша прямая обязанность.

Могу привести еще пример, подтверждающий мои слова. Власти приняли решение вырубать бор и делать там дорогу, расширять трассу. Скандал был… Мы обратились к людям: какое со стороны гражданского общества может быть решение проблемы – с учетом того, что дорога реально нужна? В Общественную палату поступили предложения – причём в эскизном проектном варианте, с описанием, с пояснительной запиской, – как разгрузить трассы и как оптимизировать транспортную систему Челябинска с перспективой на 50-100 лет. Я встречаюсь с авторами – оказывается, эти люди – профессионалы, бывшие сотрудники проектных институтов, и они нашли гениальное решение. Общественная палата несколько раз внесла его на рассмотрение регионального министерства строительства, потом губернатора. В результате – дорогу строят практически по  проекту экспертов Палаты! Фактически строится альтернативная дорога, по два ряда в обе стороны, рассчитана она на любой тяжёлый транспорт, центр города будет существенно разгружен.

Был и другой скандал по поводу вырубки леса – хотели сделать развязку, минуя плотину водохранилища. Губернатора начали ругать «зелёные». Я собрал актив Палаты  и предложил принять взвешенное решение. Пригласили специалистов, поехали на место, посмотрели. И… поддержали губернатора. Теперь эта дорога без пробок, значительно уменьшилось количество аварий.

Сегодня гражданское общество является генератором перспективных идей, наравне с органами власти. А власть – это отражение гражданского общества.

— В регионах взаимодействие власти и общества, промышленного сообщества гораздо эффективнее, чем на федеральном уровне. Институты, казалось бы, одни и  те же, но в регионах больше позитивных явлений, тенденций. Чего не хватает центру, на Ваш взгляд?

— Да, вы правы. Я бываю в российской Общественной палате. Ее сотрудники имеют большой опыт и хорошо работают, но верховная власть, в отличие от субъектов федерации, с Палатой взаимодействует недостаточно плотно. Принимаемые ОП решения остаются в подвешенном состоянии.

Взять Союз промышленников и предпринимателей Российской Федерации, который возглавляет Александр Николаевич Шохин. Это очень влиятельная структура. Обратите внимание, при подписании любого экономического соглашения Шохин присутствует. Многие решения, например, об экономической амнистии, — это прямое влияние федерального СПП.  Он, конечно, базируется на аналогичных союзах субъектов федерации. А вот у российской Общественной палаты пока таких примеров – она выступила с инициативой, и власть услышала — мало. Недостаточно взаимодействия! Когда Общественная палата РФ проводит различные мероприятия, на них крайне редко присутствуют руководители федерального уровня. В лучшем случае – представитель управления какого-нибудь министерства. А вот министры, вице-премьеры, не говоря уже об администрации президента… Механизм взаимодействия не прописан, он декларативно назван  «диалог власти и общества», а диалога как такового нет. В закон об Общественной палате России нужно срочно вносить соответствующие изменения.

Ирина Альфредовна Гехт многие годы занималась общественной работой

Ирина Альфредовна Гехт многие годы занималась общественной работой

Кстати, в Челябинской области в законе прописано, что председатель Общественной палаты или её представители обязательно присутствуют на заседаниях Законодательного собрания и Правительства Челябинской области. Члены ОП входят в состав коллегий министерств регионального правительства. Каждый день нам приходит по 3-4 приглашения на какие-либо совещания. Здесь инициативу проявляет сама власть, она не мыслит решения серьезных вопросов без участия Общественной палаты области. Порой разрываемся на части, не хватает людей, чтобы присутствовать на всех управленческих мероприятиях. Сейчас вынуждены формировать экспертное сообщество, представители которого будут участвовать в принятии решений.  И эта система взаимоотношений у нас, в Челябинской области, зарекомендовала себя. А в Москве иначе. Госдума скептически смотрит на действия Общественной палаты Российской Федерации. Челябинское областное Заксобрание не считает нас конкурентами, всегда приглашает на заседания, и председатель, начиная перечислять присутствующих,  произносит имя губернатора, а дальше – фамилию представителя ОП…

Подчеркну, что членов Общественной палаты назначают на солидные государственные должности. Ирина Альфредовна Гехт многие годы занималась общественной работой. Стала членом Палаты, потом — заместителем председателя. Затем – заместителем министра социальных отношений. Год не прошёл – губернатор её назначает министром. Сегодня она стала заместителем губернатора Челябинской области, заместителем председателя регионального правительства. И такие примеры не единичны. Если человек имеет активную гражданскую позицию, если он общественный деятель, то всегда востребован.

Благотворительность – это ответственность

— Гражданское общество нуждается в благотворительности, и Вы этой темой плотно занимаетесь. Можете рассказать о благотворительности в Челябинской области и Уральском федеральном округе в целом?

— Благотворительностью я занимаюсь давно. Наверное, это в крови, наследственная черта, которая передавалась из поколения в поколение, – помогать тем, кто слабее. Когда я работал на заводе, возможность благотворительности  появлялась эпизодически. А потом Альберт Лиханов, президент Российского детского фонда, обратился к губернатору, чтобы тот подобрал кандидатуру на должность председателя областного отделения. Выбор пал на меня. При непосредственном взаимодействии общества и власти отделение Российского детского фонда в Челябинской области было создано и вот уже 25 лет работает.

Сегодня благотворительность требует научного подхода. Мы с помощью властей создали автоматизированную систему учёта оказанной помощи. Во многих районах проходят благотворительные марафоны. У нас есть правило – средства, собранные на конкретной территории, здесь и остаются. Система максимально прозрачная. Все суммы вначале поступают в банк на единый расчетный счёт. Компьютерная программа всё учитывает. Нас проверяли правоохранительные органы, были такие эпизоды – я же конфликтую иногда с силовиками… Полтора года проверяли, исписали огромные тома, но дали заключение, что нарушений законодательства не выявлено.

Принцип следующий: благотворительность должна быть целевой и помогать людям. Нам доверяют, и поэтому через фонд различные организации помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Объём – 230 с лишним миллионов рублей в год, что для региональной организации масштабно. С фондом сотрудничают порядка 380 предприятий и предпринимателей, 80 некоммерческих организаций.

Задача уполномоченного фонда – проверить, действительно ли человек нуждается в благотворительной помощи. Так фактически исключается возможность мошенничества и иждивенчества. Поэтому и общественные организации, которые просят помощь, например, на проведение детского праздника, – проверяются, запрашивается смета, потому что бывали случаи, когда всю сумму тратили на собственные расходы, а дети оставались практически без помощи.

Подписано соглашение между правительством Челябинской области, Союзом промышленников и предпринимателей, отделением РДФ и Общественной палатой.  Моя деятельность на ниве благотворительности – это и поручение СПП. Большая ответственность. Если, не дай бог, что-то произойдёт негативное, работники фонда со стыда сгорят от того, что их ошибки ударят по репутации Палаты и тех, кто им доверяет. Промышленники спокойно перечисляют средства на благотворительность, потому что знают: здесь все сделают честно.

Таким образом, появляется некая разветвленная структура с общей ключевой точкой: Союз промышленников, Общественная палата, благотворительный фонд – и все с выходом на законодательную и исполнительную ветви власти. Подобная система, когда действуют перекрестная ответственность и система поручений, полностью доказала, на мой взгляд, свою жизнеспособность и, главное, эффективность в достижении целей, ради которых все создавалось.